"||(об.268) [120] Пежемского ж стану часовня во имя святаго Николая чюдотворца стоит от церкви Божии от Богоявленскаго погоста разстоянием две версты, на горе, в деревне Зуеве Слободке, на улице, на тягловой земле.
А в ней иконнаго строения: Деисус, писан в трех лицах, стоящей. - Образ Николая чюдотворца, венец с цатой сребреные.
Да налицо денег две гривны.
А болши того в той часовни икон и утвари, ||(269) и книг, и письмянных крепостей, закладных и кабал, и земли, и денежной, и никакой часовенской казны, и припасов никаких по досмотру налицо ничего не обьявилось.
А у переписки з десяцким священником были тоя часовни прикащик Никонко Андреев да мирские выборные люди: Федка Филипов, Тимошка Исаков, Трифанко Филипов.
И тот прикащик и мирские выборные люди сказали по святой евангельской непорочной ||(об.269) заповеди Господни в правду: В тот де праздник Николая чюдотворца в той часовни денежной казны збираетца на год гривны по две и менши, а болши де того в тот праздник и в-ыные дни никогда денежной и никакой часовенской казны не збираетца, и припасов у той часовни нет, потому что к той часовни из-ыных деревень крестьян приходит малое число.
И по указу преосвященнаго архиепископа ||(270) десяцкой священник у того прикащика наличные денги за нынешной 200-й год зборных денег две гривны взял; а что в прошлые годы денги збираны, и те де денги издержаны и отданы за Деисус за писмо и за венец с цатой, что выше сего писаны.
И при той же часовенской переписке десяцкой священник прикащика и выборных людей спрашивал, сколко при той часовни крестьянских дворов, и давно ль та ||(об.270) часовня и с какого случая построена? - И часовенской прикащик с выборными людми сказали: При той де часовни крестьянских дворов нет, а к той де часовни прихожи и строили той Зуевой деревни толки пять Крестьянинов по обещанию их, а всех дворов в той деревне крестьянских тяглых осмнатцать дворов. А построена де та часовня в прошлом во 194-м году по обещанию их вновь.
По листам скрепа: Вместо приказщика Никона Андреева да мирских выборных людей тоя часовни, по их велению, пономарь Петрушка Гаврилов руку приложил".
Акты Холмогорской епархии.
Переписныя книги часовень в Важском уезде и в Устьянских сохах.
Марта 20 - Июня 29 1692.
"Веретия-Путичная, в двух верстах к юго-западу, иначе называется Слобода; Действия промысла Божия, посещавшаго по временам приход несчастиями: неурожаями, засухой, червобоем, падежом на скот, пожарами - заставляли прихожан прибегать к молитве церкви. Отсюда основалось в приходе не малое количество крестных ходов с водоосвящением, кроплением скота и полей. 9 Мая в праздник Св. Николая. Архиеп. Мирликийскаго - в деревни Веретии-Путичной и Высокуше. 16 июня - в память Св. Тихона, Еп. Амафун. и свящ.-муч. Тигрия - в дер. Яковлевской, Семеновской и Веретии-путичной по случаю градобою. 20 июля - в дер. Чуркинскую, Веретии-путичную и Мининскую.
Крестные ходы по полям бывают и из церкви, а другие из находящихся в селениях часовен. О первоначальном построении часовен сведений нет, а есть указы Преосвященных: Варнавы, Архиепископа Холмогорскаго и Важскаго и Германа - Архангелогородскаго и Холмогорскаго на построение новых часовен на место разобранных старых. Часовни Зосимо-Савватиевская и Никольская утверждены в существе своем Св. Синодом, на что имеют указ от 23 марта 1834 г. Никольская часовня - в дер. Веретии-путичной (или иначе Слободе) в двух верстах от церкви, вверх по течению реки Пежмы на левом берегу".
Книга данная Благочинным 1 округа Вельскаго уезда, Священником Константином Земляницыным к Пежемской Богоявленской церкви для написания церковной летописи. Июня 23 дня 1915 года.
Благочинный Священник Константин Земляницын.
"Часовня Никольская. 2-я половина ХIХ века. Архангельская область, Вельский район, Пежемский с/с, д. Слобода (автобус Вельск-Пежма).
Часовня относится по типу к деревянным клетким культовым постройкам. Часовня рублена в "обло" из бревен диам. 37-45 см. Сруб базируется на фундаментах из валунов.
Объемно-пространственная композиция часовни развивается на довольно простом плане, организующем пространства просторной паперти, трапезной и храма в одном прямоугольнике. Это плановое построение развивается и в структуре объемов этих помещений, образующих единый блок, на котором с востока доминирует в силуэте широкий и приземистый восьмерик храма, а с запада - отвечающий ему ажурный звон колокольни. Примечательна паперть часовни: лестница не занимает всю ее ширину, оставляя с боков дополнительное пространство, используется с юга для установки крутой лесенки, ведущей на колокольню, сохранившую на звоне тонкие металлические ограждения. Часовня двухсветная. Сохранился иконостас. Стены и потолок восьмерика храма расписаны маслом. Основные габариты в плане: длина 16,90 м. ширина 8,80 м".
Госинспекция по охране памятников Министерства культуры
РСФСР. 1975г.
Часовня полностью утрачена при пожаре в 1990-е годы...