"||(271) [121]. Пежемского ж стану часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких стоит от церкви Божии от Пежемского Богоявленского погоста разстоянием четыре версты, деревни Якушевской на поле, на пахотной тоя деревни тяглой земле.
А в ней иконнаго строения: Образ преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, два венца сребреные, золочены. – Образ Пресвятыя Богородицы Казанской. - ||(об.271) Образ святаго великомученика Георгия, писан в житии и в чюдесех. – Вверху Деисус на девяти деках, стоящей.
Паликадилцо медное, фунта в три; да малых три паликадилца медных же.
Три малых свечи поставных восковые.
У иконы пелена тафтяная.
Да налицо денег восмь алтын четыре денги.
Свечных огарков два фунта.
||(272) А болши того в той часовни икон и утвари, и книг, и письмянных крепостей, закладных и кабал, и земли, и денежной, и никакой часовенской казны, и припасов никаких на лицо по досмотру не обьявилось.
А у переписки з десяцким священником были тоя часовни прикащик Кирилко Мокиев да мирские выборные люди: Гришка Иванов, Афонка Якимов, Мартинко Провов.
И тот часовенской прикащик и мирские выборные ||(об.272) люди сказали по святой евангельской непорочной заповеди Господни в правду: В вышеописанные де праздники Зосимы и Савватия Соловецких в той часовни денежной казны збираетца алтына по четыре и по гривне на год, а болши де того в той часовни в тот праздник и в-ыные дни никогда и никакой часовенской казны нисколки не збираетца, и припасов де никаких болши того нет.
И по указу преосвященнаго архиепископа десяцкой священник те вышеописанные наличные ||(273) денги у прикащика Кирилка Мокиева взял.
И при той же часовенской переписке десяцкой священник их прикащика и выборных людей спрашивал, сколко при той часовни крестьянских дворов, и давно ли та часовни и с какого случая построена? – И прикащик и выборные люди сказали: При той де часовни крестьянских дворов нет, а к той де часовни приходят и строят тое часовню четырех деревень крестьяне, ||(об.273) а в тех деревнях крестьянских дватцать четыре двора тяглых. А построена де та часовня в прошлых в давных летех, а в которые годы и с какого случая построена, того де они крестьяне не помнят и ни от кого не слыхали.
По листам скрепа: Вместо прикащика Кирилла Мокиева и выборных мирских людей, по их велению,пономарь Петрушка Гаврилов руку приложил".
Акты Холмогорской епархии.
Переписныя книги часовень в Важском уезде и в Устьянских сохах.
Марта 20 – Июня 29 1692.
"Яковлевская, иначе Середняя, в 5 же верстах; Действия промысла Божия, посещавшаго по временам приход несчастиями: неурожаями, засухой, червобоем, падежом на скот, пожарами – заставляли прихожан прибегать к молитве церкви.
Отсюда основалось в приходе не малое количество крестных ходов с водоосвящением, кроплением скота и полей. В Духов день – в деревни – Яковлевскую, Притыкинскую и Чечеткино. 16 июня – в память Св. Тихона, Еп. Амафун. и свящ.-муч. Тигрия – в дер. Яковлевской, Семеновской и Веретии-путичной по случаю градобою. Сентября 27 – Св. Зосимы и Савватия Соловецких Чудот. в дер. Семеновскую и Яковлевскую.
Часовни Зосимо-Савватиевская и Никольская утверждены в существе своем Св. Синодом, на что имеют указ от 23 марта 1834 г. Первая находится в деревне Яковлевской, отстоящей от церкви в 5 вер. к юго-западу, иначе называется Середнею".
Книга
данная Благочинным 1 округа Вельскаго уезда, Священником Константином Земляницыным к Пежемской Богоявленской церкви для написания церковной
летописи. Июня 23 дня 1915 года.
Благочинный Священник Константин Земляницын.
"Часовня Зосимы и Савватия. Конец XVIII – начало XIX в. Архангельская обл., Вельский р-н, Пежемский с/с, д. Середняя (автобус из г. Вельска). Используется как склад сельсовета.
Часовня Зосимы и Савватия принадлежит по типу к деревянным клетским культовым постройкам. Часовня рублена в обло и обшита тесом. Все сооружение базируется на высоком подклете, стоящем на фундаменте из валунов.
Предельно простой план часовни развивается в насыщенную объемно-пространственную композицию, представляющую последовательное нарастание объемов, сначала высокого крыльца с крутой лестницей, преодолевающей высоту подклета, затем трапезной, стены которой продолжают храмовую клеть и, наконец, храма, образованного объемами близкого к кубу четверика и восьмерика, обеспечивающего часовне второй свет и покрытого высоким шатром, увенчанным главкой.
Несмотря на небольшой масштаб сооружения, объем храма с небольшим количеством членений, а также мощное шатровое завершение, обогащающее силуэт часовни, придают памятнику торжественный и монументальный характер.
Основные габариты в плане: длина – 14,8 м; ширина – 7,2 м.
Часовня Зосимы и Савватия является рядовой для Вельского района Архангельской области постройкой данного типа, чем представляет известный интерес в изучении деревянного зодчества области".
Госинспекция по охране памятников Министерства культуры РСФСР. 1975г.