23-24 апреля 2016 года празднуются важные праздники Великого поста - Лазарева Суббота и Вербное Воскресенье.
Они подготавливают нас к Страстной седмице и Светлому Христову Воскресенью.
Победа Господа над смертью уже близка, осталось немного, и мы видим могущество Спасителя, но последние шаги очень трудные... А наша слабая вера так переменчива...
Воскрешение Лазаря празднуется Русской Православной Церковью в шестую субботу Великого поста, накануне Вербного воскресенья, когда Христос въехал в Иерусалим.
Это последнее великое чудо, сотворенное Иисусом перед началом Страстей и перед чудом из чудес Его Воскресением.
Рассказывает о воскрешении Лазаря - друга Господня, только один евангелист Иоанн. Многие жители Палестины поверили тогда в Христа. Услышав о чуде, люди приходили в дом Лазаря, и, увидев воскресшего, готовы были на руках внести Спасителя в Иерусалим. Воскрешение Лазаря Иисусом стало прообразом всеобщего воскрешения человечества, поэтому Лазарева суббота – единственный день в году, когда воскресное богослужение совершается в субботу. Евангелист Иоанн изображает это событие как очевидец, с поразительной, почти осязаемой достоверностью. Тот, Кто вскоре Сам должен будет пройти через смерть на кресте, в этот день предстает ее победителем.
А вечером следующего дня Христос спускается с Елеонской горы, направляясь к стенам Иерусалима. Под Ним белый осел – символ мира и доновременно символ смирения, ведь вожди-победители въезжали в города на конях или даже слонах.
Христос же едет как Царь, несущий примирение, а паломники и жеители города подтверждают это криками: «Осанна Сыну Давидову! Слава в вышних!» Они машут пальмовыми ветвями – так принято приветствовать победителя. Они надеются, что Пророк-Мессия даст им освобождение от власти язычников-римлян.
Казалось бы, вот оно, торжество христианства – Христу покоряется Святой Город, где Его встречают ликующие толпы народа. Только спустя несколько мгновений становится понятно, что Тот, Кого они ждали, им не нужен, потому что Он – не принес совершенно другое. Народ ждет прихода политического вождя, готового повести к победе над врагом. Земным врагом. Оккупантом их земли. Римлянином. О победе над гораздо более страшным врагом – дьяволом – они, возможно, и подумают, но позже... А к благой вести Христа, к тому чтобы задуматься о неизбежности духовной смерти, о покаянии, они совершенно не готовы.
Пройдет несколько дней и толпа, которая с радостными возгласами встречала Иисуса, входившего в Иерусалим, будет кричать - "Распни Его!".
Но сейчас, в этот день мы встречаем Царя-Спасителя и приветствуем Его - "Осанна, благословен грядый во имя Господне!"
На Руси праздник "Входа Господня в Иерусалим" или "Вайи" ("пальма" в переводе с греческого) получил название "Вербного воскресенья". Во-первых, найти пальмовые ветви в давние времена в нашей северной стране было непросто. А кроме этого верба ранее других древесных ветвей дает красивые мягкие пушистые почки, которые напоминают нам о милости Божией ко всем людям.
Освящение верб совершается на праздничном Всенощном бдении, - после чтения Евангелия и молитвы священники окропляют ветви вербы святой водой.