по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила
165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
(921)672-26-24 (Алексей Казаков); (964)531-81-10 (священник Иннокентий Кулаков)
Календарь

Колонка редактора
Пежемская Псалтирь Великим постом 2024 года.

Дорогие друзья, обычно перед началом Великого поста мы снова сверяем правильность чтения Псалтири нашей Пежемской двадцаткой. Напоминаю, что это не просто постовое дополнение к другим добрым делам и молитвам. Это наш вклад в воссоздание порушеной Пежемской святыни, наше полезное для собственной души делание.









Новости прихода



прот. Кирилл Каледа, молебен у Соловецкого креста

Беседа с прот. Кириллом Каледой о новых мучениках и нашей жизни.


10.12.2016

10 декабря 2016 года в день празднования иконы Знамения Пресвятой Богородицы и памяти священномученика Николая, преподобномученика Кронида и с ними пострадавших на Бутовском полигоне состоялась встреча редактора сайта  www.pezhma.ru Иннокентия Кулакова с настоятелем храма свв. Новомучеников и Исповедников Русской Церкви в Бутове (Московская епархия) протоиереем Кириллом Каледой, во время которой о.Кирилл ответил на несколько вопросов о новых мучениках Русской Церкви и сохранении их памяти в наши дни.

 

Иннокентий Кулаков:

- Уважаемый отец Кирилл поздравляем от лица Пежемской общины Вас с праздником иконы Знамения Пресвятой Богородицы и памятью Бутовских святых в этот день пострадавших. Мы желаем всяческих благ и процветания приходу Бутовского храма, Вам и семье, Вашим духовным чадам и всем-всем-всем.

Длительное время  продолжается сотрудничество храма на Бутовском полигоне и оживающей после долгих лет разорения общиной храма Богоявления Господня в селе Пежма Архангельской области. Нам было бы интересно задать Вам несколько вопросов.

Первый - как Вы оцениваете нынешнее состояние нашего взаимодействия, перспективы. Может быть, есть какие-то новые идеи, разрабатываются  новые совместные проекты?

 

Прот. Кирилл:

- Мне кажется что, то дело, которое началось уже несколько  лет назад при участии нашего Прихода в деле восстановления не только здания храма, но, очевидно, и жизни духовной в Пежме, приносит и уже принесло плоды. И в том смысле, что в Пежемском храме, несмотря на трудности и искушения, начались и идут богослужения. Не так часто, как хотелось бы, но, тем не менее, идут. И, насколько я из Москвы могу понимать и чувствовать, Пежма становится определенным духовным центром южной части Архангельской митрополии. Также надеюсь, что многие жители этого села и окрестных деревень  через это делание прикасаются к духовной жизни. Они участвуют в восстановлении храма, идет восстановление православного сознания, и пежемские детки, слава Богу, с удовольствием приезжают в Москву и знакомятся с московскими святынями. Уверен, что все это будет приносить добрые плоды и в дальнейшем.

Если говорить о наших взаимоотношениях в будущем, несомненно,  сложившееся духовное родство и духовная  дружба должны продолжаться.

А что касается новых совместных проектов и мероприятий  –  не исключаю, что в наступающем 2017 году традиционное паломничество нашего храма по местам памяти новомучеников и исповедников Русской Церкви будет пролегать через Пежму. Однако  сейчас, об этом говорить рано, но такие мысли витают.

 

Это очень приятное известие. Ваш визит в Пежму несомненно позволит своими глазами увидеть результаты трудов последних лет. Мы будем ждать положительного решения с этим паломничеством.

 

- Батюшка, Вы знаете, что Пежемская община выбрала своей покровительницей мученицу Аполлинарию Тупицыну. Она родилась и жила поблизости от Пежмы, бывала в храме Богоявления, пострадала в Москве на Бутовском полигоне 13 октября 1937 год. На Соборе 2000 года она была прославлена в лике святых новых мучеников. Мы чувствуем ее помощь в восстановлении Пежемского Богоявленского храма. Скажите, известны ли еще случаи помощи нам современным людям новых святых Церкви Русской, прославленных в последние десятилетия?

 

- Отец Димитрий Смирнов недавно рассказал мне такую историю. Вдали от центральных городов,  в провинции началось восстановление храма. У местного батюшки возникло множество трудностей: храм расположен в стороне от дороги, тяжело добираться. Поблизости находилось агропромышленное предприятие, современный совхоз. Администрация этого агрокомплекса  пообещала священнику, что будут помогать  - хотя бы оплачивать расходы за электричество, а попозже и дорогу проложат. И вдруг, эта организация, как бывает теперь, рассыпалась на несколько малых предприятий под разными крышами, и выяснилось, что у храма огромные долги за электроэнергию, и дороги как не было, так и нет. Батюшка пришел в отчаянное состояние, скорбел, но и молился царственным страстотерпцам, особенно царю-мученику Николаю. Приход начали одолевать вновь образовавшиеся осколки агрокомплекса – стали тягать его с долгами. Батюшка понимал, что расплатиться не получается. Но он не унывал, а продолжал молиться.

Однажды во время службы в храме священник заметил мужчину средних лет, которого раньше не видел, а тот отстоял практически все богослужение. По окончании службы этот мужчина подошел к настоятелю и спросил: «Есть ли какие проблемы, как и что…?» Батюшка излил на незнакомца все свои горести и текущие нестроения. Добрый человек все выслушал и сказал: «Со всем этим мы Вам, скорее всего, поможем!» Как оказалось, это был новый глава местной администрации. И когда батюшка спросил, как зовут нового благодетеля, мужчина ответил: «Николай Романов»...

 

Да, это конечно, интересная отсылка из прошлого в настоящее, или наоборот...

Отец Кирилл и Иннокентий Кулаков смеются.

 

- Вот о. Кирилл, еще есть такой вопрос. Мы знаем, что помимо прославленных святых, есть и большое количество тех, кто бесследно исчез в годы гонений и к лику святых не причислен. Служил священник, затем арест, и никаких известий о нем больше не имеется. Да, даже и если имеется…  Хотя бы взять в качестве примера, судьбу  священника Пежемской Богоявленской Церкви Александра Голубцова, который был арестован и сослан в Пудож (Карелия), где через 2 года скончался. Его тело было перевезено дочерью в Пежму и похоронено на Пежемском кладбище. Можем ли мы к ним обращаться? Понимаем, что они страдальцы, перенесшие все тяготы репрессий, наверняка сейчас предстоят престолу Божию, и хотя не прославлены явно,  но молятся за нас. Как мы можем их почитать?

 

- В 2000 году Русская Православная Церковь прославила Собор Новомучеников и Исповедников Российских.  И понимая, что есть множество  святых, имена которых мы не знаем, и свидетельств о подвиге которых, мы никогда не найдем, что мы не сможем назвать имена всех пострадавших за Веру и Церковь - было решено: прославляется Собор святых новых мучеников и исповедников Церкви Русской, имена которых Господь Сам ведает.

На тот момент был открыт список имен новых святых, включенных в этот Собор. Список этот продолжал составляться и увеличиваться все это годы. Сейчас число новомучеников и исповедников составляет более 1700 имен, но это не значит, что Собор новомучеников сформирован окончательно, и список на этом заканчивается. Святых пострадавших за Веру в России значительно и значительно больше, и поэтому мы говорим о «всех святых новомучениках и исповедниках Церкви Русской знаемых и незнаемых, явленных и неявленных.»

Вместе с тем необходимо соблюдать определенную церковную дисциплину. Если тот или иной праведник, пострадавший в годы безбожных гонений, к настоящему времени не прославлен, не включен в списки имен упомянутого Собора новых мучеников, то не стоит дерзать совершать ему молебны и служить в честь него всенощные бдения и т.д. Нужно совершать о нем заупокойные богослужения – панихиды и литии, поминать его. А Господь Сам знает своих святых… и окажет при необходимости помощь их заступничеством.

Эта практика не новая. И в прежнее время так совершалось. Например, прот. Валентину Свенцицкому, он покоится на Введенском (Немецком) кладбище в Москве совершают панихиды, и он в ответ приходит и помогает.

Или вот такой удивительный пример, о нем рассказывал мой папа, прот. Глеб Каледа.

Когда Михаил Илларионович Кутузов был назначен главнокомандующим Русской армии, а он очень почитал святителя Тихона Задонского. Святитель Тихон на то время - 1812 год, не был еще прославлен в лике святых. Так вот, Михаил Илларионович, имел некое отношение к Задонской округе и знал местного священника, которому послал письмо с просьбой отслужить панихиду на могиле святителя Тихона. Именно – панихиду. Совершенно очевидно, что Кутузов просил молитвенной помощи у непрославленного, но почитаемого праведника, и совершил это согласно церковной дисциплине.

 

- ХХ век был веком кровавым – войны, нестроения, междоусобные брани. И множество людей, а особенно воинов погибли на полях сражений и в 1914-1918 гг., и в 1941-1945 гг. на защите Отечества, и в какой-то мере и нашей православной веры. Есть надежда, что они как пострадавшие до крови, также прославлены у Господа? Какое мнение, батюшка, Вы имеете по этому поводу?

 

Наверное, здесь так однозначно говорить нельзя. Ведь многие шли в атаку с именем Сталина, или говорили, что «если я погибну, считайте меня коммунистом», а значит и атеистом - идеология коммунизма направлено атеистическая. Поэтому такую явную параллель, тождество проводить не совсем правильно. 

Хотя и одна и другая войны явили также и действительные человеческие подвиги христианской любви к ближним.

Несомненно, среди тех, кто погиб в годы тех войн, как на фронте, так и в тылу, а может быть и в оккупации есть праведники, которые предстоят сейчас Богу и молятся за нас и за наше Отечество.

Пока, Господь как бы не явил их. Подвиг воина всегда особо отмечался Церковью, но этот подвиг не простой с точки зрения христианского осознания.

И мы знаем, что совсем недавно, несколько лет назад, прославлен Русской Церковью воин Федор Ушаков – прославленный русский адмирал, но он прославлен Церковью за то, что жил праведно по-христиански, был таким удивительным христианином, все посланное Богом воспринимал как христианин. За это он и причислен к лику святых.

Повторюсь, Господь пока не явил нам святых воинов Отечественных войн, но может быть и явит в последующем времени.

 

А каково батюшка Ваше отношение к мемориальным доскам, которые размещены в левом Георгиевском приделе Пежемского храма? На них выбиты имена воинов-пежмарей не вернувшихся с войны 1941-1945 гг.

 

Мое отношение к этой инициативе очень положительное. Это наша память, которую мы должны передать подрастающему поколению. Ведь если осмотреться, то и храм Христа Спасителя в Москве является храмом-памятником, в котором на стенах размещены имена солдат и офицеров погибших в Отечественной войне 1812 года. Так что в какой-то мере такая инициатива жителей Пежмы – продолжение наших русских традиций.

 

К сожалению, Гражданская война, начавшаяся в начале ХХ века, не закончилась до сего времени. Есть приверженцы одной и другой идеи. И это разделение проявилось в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Известно, что есть священники, которые оправдывают «власовцев», оправдывают раскол, оправдывают переход на сторону врага и борьбу со своей Родиной. Вопрос этот сложный, каждый духовно воспринимает его по-своему. Как Вы для себя его решаете?

 

Наверное, нужно начать с генерала Власова, который без сомнения был талантливым военачальником. Недаром его дивизия перед войной многократно получала переходящее красное знамя и награды за какие-то отличия. Но дело в том, что совершенное Власовым, иным словом как предательство  назвать нельзя.

И говорить, что он перешел на сторону врага, стал сотрудничать с оккупантами по каким-то идеологическим мотивам не верно. Если бы он сбежал перед войной или лично оставил свою службу, не принимая советский строй, тогда можно было бы еще говорить о его поступке, как об идейном.  Но все произошло по-другому, и было предательством.

Я не готов взять на себя роль судьи и давать какую-то оценку тем русским, которые пошли в середине ХХ века на контакт с гитлеровскими властями. Мы знаем, что среди белоэмигрантских офицеров и генералов были те, кто выбрал этот путь. Они считали, что Гитлер сможет избавить Россию от «красной чумы», от атеистической власти. С моей точки зрения, они просто ошибались. Их выбор был неправильным.

С другой стороны, я считаю, что достойны уважения многие священнослужители, которые оказавшись на территории занятой Германией, не оставили своего пастырского долга. И когда немецкие оккупационные власти разрешили открывать православные храмы, то они пошли служить в них, стали окормлять прихожан этих приходов, с риском для собственной жизни восстанавливать или сохранять церковную жизнь. Они остались с собственной паствой, несмотря на сложные обстоятельства, продолжали свое служение, используя возникшие возможности.

И говорить, что они предали государственные интересы, на мой взгляд, не верно. Возникшая ситуация не так однозначна и гораздо сложнее, чем кажется, но нельзя всех их записывать в изменники. Несомненно, что открытие храмов на оккупированной территории было одной из весомых причин, заставивших Сталина в середине войны изменить политику по отношению к Церкви.

 

Мы знаем о мучениках за Веру и правду в России, на территории бывшего СССР. Но войны и вооруженные конфликты ХХ века прокатились по всему миру. Известны ли такие новые мученики за Христа в других странах? Я слышал, что Вы были на конференции, посвященной памяти новых мучеников в Испании.

 

Я не участвовал в конференции в Испании, хотя и посещал эту страну несколько лет назад по теме новомучеников прошедшего века, как представитель Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Действительно, во многих христианских странах в ХХ веке были гонения. Они были в Мексике, были в Испании во время гражданской войны 1930-х годов, в некоторых других европейских странах.  Сейчас гонения на христиан продолжаются в странах Ближнего  Востока от мусульман.

Несмотря на то, что большинство христиан, которые пострадали в этих государствах, не были православными, несомненно, что они отдали свои жизни за Христа. С точки зрения православной догматики, мы не можем называть их святыми и воздавать им то почитание, с которым мы обращаемся к православным новым мученикам и исповедникам. Но то, что они страдали за Христа, за христианскую веру - это совершенно определенно. И вопрос: какое им за это будет воздаяние? – это вопрос не наш, а Господа Бога. Да, они придерживались других, не православных догматических взглядов, но они пострадали за Него, и Господь Сам примет решение о их загробной участи. Митрополит Филарет Москвский говорил: «Я не могу не называть христианином человека, прилившего свою кровь за Христа». Опять же, в этом случае, может быть  применено правило, возникшее в первые века христианства - о крещении кровью. Ведь многие мученики, вдохновленные подвигом веры первохристиан, именовали себя перед толпой и римскими властями такими же последователями Христа, будучи еще формально язычниками, и были казнены за это исповедание христианства.

Может быть, это излишне смелое утверждение, но для меня лично этот подход приемлем.

И все-таки надо быть очень корректными в оценке этих событий. Единственное, что мы знаем, и что мы обсуждали чуть раньше, во многих странах в ХХ веке люди, которые называли себя христианами, проливали кровь за Христа, именно за Христа.

 

У нас не получается жить только мыслью о горнем, поэтому люди ходят к блаженной Матронушке, чтобы сдать какие-то экзамены, к Николаю Чудотворцу - за помощью в путешествиях, к Спиридону Тримифунтскому – ожидая решения возникших финансовых проблем…  О чем мы можем молиться новомученикам Русской Церкви?

 

О том, чтобы у нас была твердая вера.

И чтобы мы понимали, что нам отступать некуда. Давайте вспомним воинов, погибших в битве на Куликовом поле. Выйдя на борьбу за наше Отечество и нашу Веру, они понимали свою слабость. Повторюсь, они четко понимали, что они слабы, и чтобы в этой слабости не пасть, духовно не пасть, что они сделали? Они перешли реку Дон. Для чего это было сделано? Чтобы каждый понимал, что отступать некуда. Если побежим, то при переправе обратно через Дон погибнем.

И мы, теперешние православные, должны понимать, что мы также находимся, как бы сказать, в последних пределах. Христианство по всему миру гонимо: или открыто как на Ближнем Востоке, где  христианам отрубают головы, или «цивилизовано» через законы и пропаганду безнравственности, как это делается в «благополучной» Европе.

Поэтому нам тоже отступать некуда. За нами рубеж, и мы должны понимать, что если побежим и сделаем попытку отойти назад через этот рубеж, то мы погибнем.

Я надеюсь, что как наши предки одержали победу в битве с врагом на Куликовом поле, так и мы одержим наши победы твердой верой и за молитвы новомучеников…  Каждый на своем отведенном Богом месте: если Господь призвал в Пежму, то одержите победу в Пежме, а если призвал в Москву – то одержите победу в Москве.

 

Дорогой о. Кирилл, благодарим за уделенное нам время и просим добрых пожеланий Пежме, нашему сайту www.pezhma.ru, молитв за нас и наше дело восстановления храма.

 

Спаси Вас Господь, помощи Божией в восстановлении Пежемского Богоявленского храма и построении доброй православной общины!

 

10.12.2016, Москва, Бутовский полигон. 

 

фото с сайта http://www.pravmir.ru/protoierej-kirill-kaleda-nado-osoznat-chto-proizoshlo-s-nami-v-xx-veke/

и из архива редакции www.pezhma.ru 





Фотоальбомы




Анонсы событий



Дорогие друзья,

С 18 марта по 27 апреля 2024 года Русская Православная Церковь входит в Великий Пост, предваряющий Страстную седмицу (с 29 апреля по 4 мая), которые являются приготовлением к величайшему Празднику - Светлому Христову Воскресению - Пасхе (5 мая 2024 г.)

Давайте постараемся потрудиться духовно и телесно ради Господа Иисуса Христа.

О Великом Посте можно почитать здесь.

 

«Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост – избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост».

Стихира понедельника 1-й недели Великого поста.

 



КЦ "Высокуша"


04.04.2024
Дорогие читатели и посетители нашего сайта, мы публикуем отрывки книги известного православного автора Ольги Рожневой о встречах в Оптиной пустыни, Шамординской обители и святых местах поблизости от нее. Они касаются и православной жизни в великий пост, и многих других сторон духовной жизни, и церковных событий. Полностью книгу можно посмотреть на портале Азбука Веры.
15.03.2024
Один батюшка-иеромонах поделился со мной историей. По необходимости своего служения ему было нужно встречаться с одним чиновником, человеком с непростым, тяжелым характером, к тому же далеким от Церкви. Каждая встреча с этим человеком была для него тяжелым нервным испытанием, после которого он еще не скоро мог прийти в мирное душевное состояние.
03.03.2024
Современные люди часто плохо воспринимают события, не то что давно минувших столетий, но и позапрошлой недели. Гораздо легче доходят до ума и сердца притчевые примеры из общеизвестных произведений литературы, изобразительного искусства и кино. С таким живым образом "Буратино" с отсылкой к Евангельской притче знакомит нас прот. Андрей Ткачев.


Все новости КЦ "Высокуша" >


(921)672-26-24 (Алексей Казаков); (964)531-81-10 (священник Иннокентий Кулаков)

165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
© 2024