Сегодняшнее воскресенье Великого Поста посвящено памяти удивительной святой - преподобной Марии Египетской.
Широким путем шумного веселья и разнузданного разврата шла по жизни блудница Мария, опьяненная сладким вкусом греха и отравленная его наркотизирующим ядом. Она не замечала, что иго рабства греху увлекает ее в адскую бездну, что страсти иссушают душу, превращая ее в пустыню безводную, и лютая смерть уже на пороге стоит, а она по-прежнему хохочет и поет развртные песни...
Но взыскал Господь душу ее грешную. «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11). Глаза Марии открылись на истерзанную жизнь свою и закричала-заплакала от ужаса и боли израненная душа…
«Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях;
изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли…
Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать;
вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня.
Я изнемог от вопля, засохла гортань моя,
истомились глаза мои от ожидания Бога [моего]».
(Пс.30:10,11;68:2-4)
Много лет оплакивала себя и свою греховную жизнь Мария, уйдя в дикую палестинскую пустыню, много лет это покаяние очищало ее душу от прежних привычек и пороков, много лет ушло на то, чтобы новое Божеское укоренилось и утвердилось в сердце пустынницы.
И простил ее Господь и убелил, и возвысил, и прославил!
Преподобная мати Марие, моли Бога о нас!
Помоги нам избавиться от греховных привычек и пристрастий, помоги благополучно закончить Великий пост и не терять Божиих ориентиров в дальнейшей жизни.
Неделя 5-я Великого Поста: Преподобная Мария Египетская
Митрополит Филарет (Вознесенский)
Многие из вас знают, вероятно, что в сегодняшний воскресный день, помимо празднования воскресения, Церковь еще воспоминает ту великую грешницу, которая потом стала величайшей праведницей, ангелоподобной чистоты — преподобную Марию Египетскую. Не раз уже мы здесь останавливались на подвигах, на примере преподобной Марии. Пример ее покаяния указывает нам на то, что как бы ни упал человек, как бы ни погрузился он в бездну греховную, сила покаяния может упразднить все это и сделать его воистину "новою тварью". Так было с Марией Египетской. Уж кажется, невозможно было женщине упасть в бездну грязи и разврата, более глубоко, чем упала Мария. А после ее покаяния видел ее сам великий подвижник преподобный Зосима, и, как говорится в каноне церковном, он "ужасом исполнился", ибо видел пред собою не человека, а ангела во плоти: преподобная Мария на его глазах по суху перешла Иордан, как по земле; на его глазах она на молитве поднималась от земли на воздух. То самое тело, которое было годами вместилищем грязи и разврата, настолько было в покаянии просветлено, возвышено, облагодатствено, что оно как бы стремилось само за духом своим туда в горний мир, к Божьему Престолу.
Мне еще хочется обратить ваше внимание на сегодняшнее Евангелие. Оно на многое нам глаза открывает. Говорится в этом Евангелии о том, как Господь однажды стал Своим апостолам прямо говорить о том, что Его ожидает в Иерусалиме, ибо тогда они уже шли к Иерусалиму последним своим путем. Он прямо стал им говорить, что с Ним сделают его враги и что Он в конце концов воскреснет. Евангелист Марк ограничивается этим сообщением, но евангелисты дополняют его, указывая, что апостолы ничего не поняли из того, что Господь им говорил. Настолько это было чуждо для них, настолько они были далеки от всякой мысли, о возможности чего-либо подобного, что они просто Его не поняли. А что это так, как раз сегодняшнее Евангелие и указывает. Только что Господь им об этом сказал, как слышит Он просьбу от двух апостолов Своих, причем, поддержанную, по евангелисту Матфею, их матерью Соломией. Это были сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн. Они, поддержанные матерью, обращаются к Нему с просьбой, чтобы Он дал им сесть в Его Царствии, когда Он воссядет на Престоле Славы Своея, одному — справа, другому — слева от Него, т.е., занять ближайшие места. Вознегодовали другие апостолы, говорит евангелист, когда услышали такую просьбу. Но нужно помнить, что апостолы не были еще просвещены до конца Духом Святым и очищены Им, а в Иакове и Иоанне, все-таки, говорила любовь к Учителю Своему. Им хотелось быть как можно ближе около Него. А кроме того, быть может, у них осталось в памяти, когда Господь Иисус Христос, совсем незадолго до этого события, сказал апостолу Петру: "Ты еси Петр, на сем камне создам Церковь Свою, и врата ада не одолеют ея, и дам тебе ключи Царства Небесного". Могли апостолы так и понять, что Господь их говорит об особенных преимуществах апостола Петра и поэтому и им захотелось также чего-то особенного в Царствии Небесном. Но ответ они услышали тот, который, вероятно, не ожидали. Господь сказал им: "Не знаете, чего просите". И, действительно, не знали они, чего просили. Они просили, чтобы им сесть одному справа, а другому слева от Него, когда Он сядет на Престоле Царствия Своего, но ведь мы же с вами знаем, что немного времени и прошло, и злоба человеческая вознесла Его на Престол, но этим престолом был Крест Голгофский: справа от Него был один разбойник, слева — другой. И, следовательно, об этих местах у креста, не зная этого, и просили у Него апостолы. Потому Христос, сказавши, "Не знаете, чего просите", поясняет: "можете ли пить чашу, которую Я пью и крещением креститься, которым Я буду креститься?" — говоря о голгофском крещении. Не понявши Его, конечно, как следует, апостолы, однако, с готовностью любви и преданности, говорят: "Можем!"
И Господь не отверг этого их обещания, не остановил их, как Он остановил потом апостола Петра, когда он стал уж слишком самонадеянно говорить о том, как он будет верен. Их Господь не остановил, а сказал: "Чашу, которую Я буду пить, вы выпьете, и крещением, которым Я крещусь, вы будете креститься, но сесть от Меня справа и слева зависит от того, кому это уготовано", потому что тут не вывод может быть, какой-то произвольный, а только может быть это в силу того, что сделает человек. Его место в Царствии Небесном будет ему уготовано в соответствии с тем, как он послужил Господу Своему и ближнему своему, как он был верен Господу и Богу Своему. Этим определится его место, а по субъективному желанию предоставлено оно не может быть.
Как не понимали Спасителя те, кто окружал Его! Когда Он сталкивался с неверием, с упорным неверием людей, то это вызывало из Его пречистых уст скорбно негодующий возглас: "О род неверный, развращенный, до каких пор Я буду с вами?! До каких пор Я буду вас терпеть?!" Это было однажды только. Но когда встречался Он с упорным неверием и злобой, а здесь даже Его ближайшие ученики, которых Он называл друзьями Своими, и они Его, как должно, не понимали. Мы с вами видим, какой тяжкий крест нес Господь Иисус Христос, в каком одиночестве Он жил!. Его окружали люди и преданные Ему — апостолы, мироносицы, но никто Его, как должно, понять не мог. И в этом внутреннем одиночестве нес Он Свой крест еще до Голгофы, а потом понес уже на Голгофу.
Это время, когда мы с вами будем воспоминать Его страдания, приближается. Только одна седмица нас отделяет от того, когда мы вспоминаем Его искупительные страдания. Так будем же готовиться к тому, чтобы понять, как должно, Его подвиг, который Он для нас совершил, как должно и вступить в эти священные воспоминания. Аминь.