Когда на Крест был повешен Богочеловек Христос, окружающие злословили Его и насмехались над ним: «спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста… других спасал, а Себя Самого не может спасти… уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему...» (Матф.27:40, 42, 43) Эти злобные крики продолжают звучать и сейчас по отношению ко Христу и всем верным последователям Его. Мир по-прежнему не принимает Распятого на Кресте Бога. «Слово о кресте для погибающих безумие есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1Кор.1:18).
Но, несмотря на злобу и ненависть окружающего мира, мы сегодня вновь воздвигаем Крест Господень – Знамя победы нашей и источник сил, которые через Него подает Господь всем верным своим. Сим победим!
Придите, все Боголюбивые,
Крест священный видя возносимым,
возвеличим вместе и славу воздадим
единому Искупителю и Богу, взывая:
"Распятый на древе Креста,
не презри нас, Тебе молящихся!"
Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое Воскресение Твое славим!
Священник Вадим Лебедев.
У подножия Креста
Протоиерей Алексий Глушаков
Сегодня, дорогие братья и сестры, Святая Церковь торжественно прославляет Животворящий Крест, на котором был распят Христос Спаситель. Велика была радость народа, когда после долгих поисков и усилий святой равноапостольной Елены обретен был, наконец, Крест Христов. Чтобы все могли видеть его и поклониться ему, по благословению патриарха Макария, Крест поставили на возвышенное место и поднимали вверх (воздвигали). Народ благодарил Бога и воздавал благоговейное поклонение Животворящему Древу. Церковь вынесла из алтаря на средину храма Крест Христов, чтобы христиане поклонились ему и почерпнули духовные силы у подножия его.
Сколько мыслей, сколько святых чувств рождается в душе верующего у подножия Креста Господня! Господь Иисус Христос пострадал и умер на Кресте во имя спасения людей. Но Крест Христов — это не только тот деревянный крест, который Спаситель Сам нес на Голгофу, но и духовное средоточие скорбей, страданий и смерти, которые Он претерпел на Нем. И вещественный Крест Иисуса Христа, и Крест Его страданий и смерти настолько был тяжел, что никто из людей не смог взять его и понести. Только Сын Божий, послушный Своему Небесному Отцу, благоволил принять его, дабы искупить людей от власти диавола и даровать им жизнь вечную. На Кресте, как на жертвеннике, Он принес Себя в умилостивительную жертву за грехи всего мира (Евр. 7, 27).
Тайна спасения людей через Крест и смерть Иисуса Христа, непостижимая для ума человеческого, была предопределена от вечности Самим Богом. Христос Спаситель Крестом Своим примирил падшего человека с Богом, разрушил власть диавола, сокрушил врата адовы и открыл вход в Царство Небесное для всех истинно верующих в Него и живущих по вере. «Он превознес Крест выше небес, — говорит святой Иоанн Златоуст, — соделал его источником великого благословения и главою нашего спасения». Почитание Креста началось после Воскресения Христова, и не потому только, что на нем пострадал Спаситель мира, но и потому, что он Своими страданиями и Своею Честною Кровию окропил, освятил, благословил его и сообщил ему спасительную животворящую силу, которая подается Господом всем тем, кто чтит Его Крест, поклоняется ему, благоговеет пред ним, осеняет им себя и призывает его на помощь.
Помощь Креста Господня необходима всем нам на пути к достижению Царства Небесного. Святой апостол Павел говорит, что Крест для нас, спасаемых, есть сила Божия (1 Кор. 1, 18). Спасение достигается верою в Распятого и Воскресшего Иисуса Христа, исполнением Его святых заповедей, призыванием Его святого Имени и животворящей силы Креста. Крест неотделим от спасительного Имени Иисуса Христа. Крест Христов укрепляет наши духовные силы на пути в Царство Небесное, просвещает умы и вселяет в души желание исполнять заповеди Божии, укрощает греховные страсти и пороки, отгоняет от нас врагов видимых и невидимых, спасает и сохраняет от всякого зла.
Крест Христов разрушает все наветы и козни врага нашего спасения — диавола, который ничего так не боится, как Божественной силы и знамения Животворящего Креста Господня. Жизнь христиан и святых являет множество примеров, свидетельствующих о чудесном действии и необыкновенной силе Креста Господня и крестного знамения. Так, один воин, отправляясь на войну, получил от матери наставление ограждать себя крестным знамением в опасностях. И вот, когда окружили его со всех сторон враги, он вздохнул, оградил себя крестным знамением с молитвой и верою. И молитва веры спасла его: он пробился сквозь вражеский заслон и остался невредим.
Преподобный Нил Сорский свидетельствует: когда Крестом Христовым с верою знаменуются лоб, сердце и прочие части тела, то разрушается сила врага и злые демоны с трепетом бегут от нас. В одном житии повествуется, что Киприану-волхву, имевшему общение со злыми духами, бесы сознались, что они не могут зреть крестное знамение, но бегут от него, ибо оно, как огонь, попаляет их. Когда Киприан решил отречься от сатаны и обратиться ко Христу, диавол напал на него и мучил его душу. Но лишь только Киприан осенил себя крестом во имя Отца, Сына и Святого Духа, диавол отступил от него.
С крестом Христовым никогда не разлучались ни святые апостолы, ни мученики, ни подвижники веры Христовой. Они носили крест, поклонялись ему, спасались им, совершали с его помощью чудеса. Святой апостол Павел, проповедуя об Иисусе Христе Распятом, проповедовал и о Его Кресте, как о силе Божией и премудрости (1 Кор. 1, 18; Гал. 6, 14). Крест — высочайшее достояние Церкви и хранитель Вселенной. Господь Иисус Христос силою Креста Своего хранит каждого человека и всех христиан по вере их. Крест Христов — прообраз нашего креста, с которым связывается вся наша жизнь со дня крещения — нашего духовного рождения — до самой смерти. Возлагаемый на каждого из нас в купели крещения крест мы носим на груди, как символ нашего спасения. Знамением креста мы осеняем себя ежедневно в молитве во имя святой Троицы, с крестом живем и умираем.
Но есть у нас и другой крест, который Господь назначает нам для нашего очищения, испытания, вразумления и спасения. Это скорби и болезни, лишения и потери. Каждый из нас несет свой жизненный крест, и Господь повелевает нести его с совершенным повиновением воле Божией, ибо иначе невозможно быть истинным последователем Его учения (Мк. 8, 34; Мф. 10, 38). Нелегко идти путем крестоношения, нелегко терпеть скорби, болезни, невзгоды жизни. Часто мы изнемогаем, падаем под тяжестью креста своего, и тогда Крест Христов утешает нас, учит терпению, смирению, любви.
Крест Христов, на котором была засвидетельствована безконечная любовь Сына Божия к нам, грешным, рождает в наших сердцах благодарность к Господу, ответную любовь к Нему. В самом деле, если мерою любви к нам Господа был Крест Христов, то мерою нашей любви к Спасителю и к ближним должен быть наш крест, состоящий из скорбей жизни. Святое Писание учит, что Богу бывает угодно то, если мы, помышляя о Нем, переносим скорби, страдания несправедливо (см. 1 Пет. 2, 19). Христос пострадал за нас,— говорит Слово Божие, — оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2, 21).
Как Христос по любви к нам смирил Себя, претерпел злые насмешки, оскорбления, страдания, был распят, так и истинные Христовы последователи должны смиряться, распинать плоть свою со страстьми и похотьми и терпеливо нести свой крест, совершенствуясь в подвигах любви к Богу и ближним (Гал. 5, 24).
Возлюбленные о Христе братия и сестры! У подножия Креста Господня спросим себя, достойно ли кланяемся Распятому Христу и чтим Его. Все ли носим святой крест благоговейно, истово ли осеняем себя крестным знамением? Подумаем и о том, как часто наши грехи наносят Ему новые духовные раны. Христос Спаситель требует от нас истинного поклонения и исполнения Его заповедей (Ин. 4, 23, 24; 14, 15). Кто поклоняется Богу только внешне, но не имеет в сердце любви и благоговения к Нему и не радит об исполнении Его заповедей, тот далек от спасения. Внешнее поклонение непременно должно соединяться с благоговейным исповеданием Иисуса Христа нашим Господом, с благодарностью и любовью к Нему. Такое поклонение вызывает умиление в душе христианина, молитву, сострадание, сердечное сокрушение и покаяние в своих грехах. Именно оно и бывает угодно Богу и спасительно для нас.
Поклонимся Животворящему Кресту Господню с верою в спасительную благодатную силу его, припадем к нему с молитвой, сердцем сокрушенным и умиленною душею, исполненными искреннего покаяния в грехах. Да будет крепка наша вера в непобедимую и непостижимую силу Креста Христова. Ежедневно призывая ее в молитве, на помощь в борьбе с грехами против козней вражиих, мы достигнем вечного блаженства. Усердно помолимся Христу Спасителю и Богу нашему, чтобы Он Своею всесильной благодатью помог нам донести возложенный Им на нас крест до конца нашей жизни с полной преданностью воле Его и твердым упованием на Его благость и милосердие. Господи! Непобедимою и Божественною силою Креста Твоего благослови, сохрани и спаси нас! Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим! Аминь.
ЖМП 1976 № 9