Сегодня Прощеное воскресенье, сейчас перед началом Великого поста, мы вновь просим друг у друга прощения и стараемся простить всех обидевших нас. Это оказывается порой очень трудным, почти невозможным делом, ведь обида способна глубоко укорениться в сердце. Как исцелить раненое обидой сердце? Где найти силы, чтобы простить? Милосердный Господи, помоги нам, и прости нас!
Прошу у всех прощения, простите меня.
Священник Вадим Лебедев.
Прощение: маленький первый шаг
(В сокращении)
Священник Валерий Шемчук
“Дивное дело: человек гнушается братом своим, таким же человеком, когда он беден или нечист, а Господь, как чадолюбивая мать дитяти своему, все нам прощает, и не гнушается никаким грешником, и даже дает ему дар Духа Святого.”
Преп. Силуан Афонский
“Пред иною мыслью станешь в недоумении, особенно видя грех людей, и спросишь себя: «взять ли силой, или смиренною любовью?» Всегда решай: «возьму смиренною любовью». Решишься так раз навсегда, и весь мир покорить возможешь. Смирение любовное — страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего.”
Ф.М. Достоевский, “Братья Карамазовы”
Иногда мы действительно стоим в недоумении, размышляя: «правильно ли я поступлю, если прощу? Есть ли ситуация в которой нельзя прощать?» или в горячности мы порою говорим: «Я никогда ни за что его/ее не прощу.»
Aпостол Петр спросил Иисуса похожий вопрос: “Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз ?”
Господь ответил ему:“ Не говорю тебе : до семи , но до седмижды семидесяти раз” (Мф. 18, 21–22).
Сам Господь призывает нас быть милостивыми и прощать тех, кто согрешает против нас. На просьбу своих учеников научить их молиться Христос оставил нам молитву «Отче Наш». В этой молитве Господь направляет нас к прощению ближнего: «..и остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим.» Поэтому можно сказать, что если хочешь научиться молиться – учись прощать.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) также связывает успех молитвы с прощением:“прощение всех, всех без исключения обид, и самых тягчайших,- непременное условие успеха в молитве.” “Когда стоите на молитве,” повелевает Спаситель, “прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.” (Мк. 11, 25–26). «Молитвы памятозлобных – посевы на камне«, – сказал преподобный Исаак Сирский (Слово 89).
Из разных поучительных историй мы видим плоды добродетели прощения и трагические результаты, когда человек ожесточается перед своим ближним и не прощает. Вспомним рассказ из Ветхого Завета о Иосифе Прекрасном и его прощении после сделанного ему зла своими братьями, и как это подействовало на них (Быт. 37:2-50:26). Вспомним о прощении отцом своего блудного сына (Лк.15,11-32). Вспомним о Христе Спасителе и Его примере всем нам, когда Он молился о тех, кто распинал Его: “Отче , прости им , ибо не ведают , что творят!” ( Лк. 23,34 ) Прислушаемся к себе, что мы переживаем по отношению ко Христу, когда читаем в Евангелии рассказ о распятии и Его слова в этот момент к Отцу Небесному. Читая, мы соприкасаемся с тем духом Христовой жертвенной любви, который передается и на нас и нам легче, пережив это, сказать: “прощаю и благославляю каждую человеческую душу.”
Но все таки прощение – это парадокс, чаще всего не совсем укладывающийся в логику нашего мышления. Например, нам, даже христианам, кажутся парадоксальны слова из Евангелия: «…любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк 6:27-28). Посмотрим вокруг себя и обратим внимание на то, как мы относимся к тем, кто нас обидел, причинил какую-то боль, оскорбил, оклеветал, нагрубил, унизил, огорчил, обманул и т.д.? И посмотрим на себя: какое у меня к ним отношение? И если постараемся отнестись к ним по Евангельскому призыву, не покажется ли это нам трудноисполнимым или даже абсурдным, хотя нам хорошо известны слова молитвы, которые мы так часто говорим: «…и остави нам долги наши, как и мы оставляем должником нашим»?
Но, попробуем поступить согласно призыву Христа! Возьмем и, просто, без упрека, в щедром и добром расположении духа — простим. Тогда мы на деле увидим и испытаем то, к чему призывает нас Христос. И парадокс прощения покажет нам, что обращаясь доброжелательно к тем, кто обидел нас, на самом деле дает возможность получить исцеление в своих духовных немощах.
Вот как учил о прощении священномученик Арсений (Жадановский), убитый большевиками в 1937 году: «Добродетель всепрощения еще тем привлекательна, что она тотчас же приносит за себя награду в сердце. На первый взгляд тебе покажется, что прощение унизит, посрамит тебя и возвысит твоего недруга. Но не так в действительности. Ты не примирился и, по-видимому, высоко поставил себя — а смотри, в сердце свое ты положил гнетущий, тяжелый камень, дал пищу для душевного страдания. И наоборот: ты простил и как бы унизил себя, но зато облегчил свое сердце, внес в него отраду и утешение».
…..
Итак, в наших руках — прощение. Будем учиться прощать по настоящему, со всей щедростью и благородством, помня слова апостола Павла: не будь побежден злом, но побеждай зло добром. (Рим. 12, 21). Иначе, гнев и озлобленность усложнят и испортят нашу жизнь, введя нас в духовную смерть. Такое понимание может поможет нам предостеречь себя от этого и сделать шаг к прощению, а прощение — стать ключем к нашему духовному и психологическому оздоровлению, где вместо гнева, страха, озлобленности, сарказма и цинизма в нас будут жить сострадание, старание и желание понять ближнего, жертвенность, вера, надежда и любовь.
Особенно большой помощью в воспитании и достижении выше сказанных добродетелей является Божественная Литургия. Если только мы полноценно участвуем в ней через молитву, слышание слова Божия и через великое таинство — Святоe Причастиe. Такая жизнь, через Литургию, погружает нас в духовную реальность, красоту и глубину Царствия Небесного, меняя и перерождая нас, соединяя нас со всепрощением и безграничной любовью Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.