по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила
165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
(921)672-26-24 (Алексей Казаков); (964)531-81-10 (священник Иннокентий Кулаков)
Календарь

Колонка редактора
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на праздничной службе в г. Салехарде.
21 сентября 2024 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новопостроенном Преображенском соборе Салехарда. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь о материальных и духовных ценностях нашей страны.








Новости прихода



Поклонный Крест в Куваше

О традициях Поклонных и Памятных Крестов.


11.01.2010

Летом 2009 года рядом с пос. Новый Куваш на месте, где в годы Великой Отечественной Войны находился лагерь заключенных-строителей железной дороги Коноша – Котлас, печально известный «Севдвинлаг», жителями Пежмы и их гостями из Москвы был установлен Крест в память пострадавших и погибших на этом месте людей. Многие задаются вопросом: насколько это нужно нам живущим сейчас? И существует ли такая традиция в других странах мира?


Попробуем найти ответы на эти вопросы.


Крест является неотъемлемой частью христианской культуры во всех уголках мира. Достаточно вспомнить гигантскую крестообразную статую Христа в Рио-де-Жанейро, кресты на дорогах Франции, Германии, Австрии, Чехии, не говоря уже о Греции, Италии, Балканских странах. (рис. 1,2)

 

Рис.1. Одна из «Голгоф» во Франции (фото с сайта «Википедия») Рис.2. Придорожный Крест в Австрии (фото с сайта «Википедия»)

 

Знамениты армянские каменные кресты - хачкары, каменная стела с резным изображением креста, обычно устанавливаемая у дорог, при монастырях, внутри и на фасадах храмов. (http://ru.wikipedia.org/wiki/Хачкар) (Рис.3)

 

Рис.3. Армянские хачкары в Адлере (Краснодарский край, Россия) (фото с сайта «Википедия»)

 

Свободная электронная энциклопедия «Википедия» пишет:
"В западной Европе, в особенности во Франции, нередко можно встретить скульптурные группы, возвышающиеся вдоль дороги. Они называются Calvaire («кальвэр»), то есть «Голгофа». Такие придорожные кресты могут включать как полный набор действующих лиц сцены Распятия, то есть три креста с Иисусом и двумя разбойниками и Иоанном и Девой Марией у подножья, так и состоять из единственного креста.»


Это ситуация во Франции колыбели всех «светских» государств мира. Далее в «Википедии» говорится о придорожных крестах:
«Более простой вариант (Креста, прим. автора) предыдущего типа. Часто ставились на перекрестках. Характерны для русского Севера, также как и для многих других регионов (Псковская, Ленинградская область, Белоруссия, прим. автора)…

 

Рис.4. Поклонный крест на месте массовых захоронений жертв политических репрессий на Бутовском полигоне (Московская область, Россия) (фото из архива сайта www.martyr.ru) Белорусский Крест (иллюстрация с форума http://forum.globus.tut.by/viewt...f569858b)

 

Может обозначать одинокую могилу или место гибели. (рис. 4); может быть поставленным по обету («обетные кресты»); может обозначать, что на этом месте прежде находилась церковь, ныне разрушенная (кресты-заместители храма); место, где наоборот, храм будет построен, обозначается закладным крестом.
Они могли быть межевыми крестами — ими отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) сельскохозяйственных угодий. Сакральное предназначение — напомнить или предоставить возможность путникам помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. Приметные кресты служили ориентиром для мореплавателей. (устанавливались на берегах рек, озер и морей, прим. автора).»
Археологические факты свидетельствуют, что там, где появлялись христиане везде они обозначали свое присутствие Крестами, ведь сила Честного Животворящего Креста отгоняет нечистых духов. Много Крестов на скалах Кавказа на территории Северо-Кавказских республик России. Например, в Хаджохе (Республика Адыгея) возле остатков пещерных храмов VII-X веков можно найти выдолбленные изображения Крестов.(рис.5). 

 

Рис.5. Наскальные Кресты при входе в православный пещерный храм (около Х века, окрестности Хаджоха, Республика Адыгея, Россия) (фото из архива О.В.Ткаченко)

 

То есть, с давних пор установка или изображение Крестов является элементом культурной традиции христианских народов, не только русских, но и греков, армян и многих других народов, проживающих на территории современной России, и за рубежом - носителей христианской культуры. Они не отказываются от этой традиции, поскольку отказ от нее это забвение своих корней и культуры, своей веры, отрицание главного символа памяти и единения.

Наш Крест в Куваше - это та дань уважения и участия, которую мы можем отдать людям, пострадавшим на этом месте, лежащим в безымянных могилах, зарытым под полотном железной дороги (такие факты приводятся в исторических свидетельствах), без должного христианского почтения. Вечная им память.

Крест служит ярким напоминанием о том, что земная жизнь коротка, что надо не забывать о Царствии Небесном и дороге к нему, к вечности. Крест неразрывно связан со Христом, со словами Спасителя «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Евангелие от Матфея гл.16,ст.24). Также важно, что для нормального христианина – Крест - это символ слабости человеческих сил в сравнении с подвигом воплотившегося Сына Божия Христа, безгрешного, но казненного людьми как преступник. 


Крест был всегда ненавидим противниками Христа и христиан. Христова Победа смерти и ада на Кресте, Христово Воскресение нестерпимы для сатаны. По сути, и уничтожители и оскорбители Крестов какие бы цветистые названия они не использовали – «свидетели Иеговы», «последователи древнеславянской старины» или наоборот «люди нового века», – просто безбожники, ничем не отличающиеся от советских атеистов.


Кресты запрещали и уничтожали на государственном уровне. Например, в 1928-29 гг., во времена Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), тысячи поклонных, обетных, памятных и приметных (установленных для облегчения ориентирования и мореплавания в Белом море) деревянных крестов на Соловецких островах были срублены, как не соответствующие «новой культуре» народа строящего коммунизм. Кресты свозили к бухте Преображения и возле стен Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря старательно по нескольку дней сжигали. Под лозунгами о несоответствии советским законам разрушались храмы и другие культовые постройки. «Культурный большевизм» не умер, его последствия мы видим, хотя бы нежеланием властей возвращать отобранные у Русской Православной Церкви храмы, в том числе Преображенский собор г.Вельска Архангельской области. И находятся те, кто согласен с властями, готов растоптать святыню, попрать Крест.

 

Уверены - надо остановиться в разрушении и начать созидать.
Крест – памятка нам о Боге, чем больше этих памяток встанет на просторах России, тем спокойней под Его сенью будет житься нам, последователям Христа – православным христианам.

Иннокентий Кулаков.





Фотоальбомы




Анонсы событий



1   ноября - Мч. Уара и с ним пострадавших. Собор Архангельских святых.

4   ноября  - Празднование Казанской иконе Божией Матери

5   ноября  - Димитриевская родительская суббота. Поминовение усопших. Апостола Иакова, брата Господня.

6   ноября  - Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

8   ноября  - Вмч. Димитрия Солунского

9   ноября  - Прп. Нестора Летописца

10 ноября  - Прп. Иова, игумена Почаевского. Свт. Димитрия, митр. Ростовского

11 ноября  - Прмц. Анастасии Римляныни

14 ноября  - Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их

18 ноября  - День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского

21 ноября  - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

22 ноября  - Иконы Божией Матери «Скоропослушница»

26 ноября  - День памяти святителя  Иоанна Златоуста

27 ноября  - Апостола Филиппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноября  - Начало Рождественского поста

29 ноября  - Апостола и евангелиста Матфея

30 ноября  - Свт. Григория чудотворца, еп. Неокесарийского



КЦ "Высокуша"


23.11.2024

Два года назад (события происходят в 2008 году, прим. Ред.) меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали: "Батюшка, Вы знаете, она ведь у нас курит..."

03.10.2024

Смирение – одна из важнейших христианских добродетелей. Когда я только шла к вере и воцерковлялась, мне казалось, что это качество – от слабости, от нежелания и неумения бороться, сопротивляться, отвечать на несправедливость.

И только несколько реальных историй заставили понять сердцем и принять, что сила – в смирении, в умении принять волю Божию, в вере в милость Господа.

24.08.2024

Мы многократно отмечали, что нашу страну захватила эпидемия сквернословия. И если 15-20 лет назад люди стеснялись употреблять в общественном пространстве матерные, нецензурные и просто оскорбительные слова, то теперь эта гадость льется повсеместно. Печально, что нынешние русские проклинают себя и дома в семейной обстановке, и с экранов телевизоров, и на страницах блогов и видеосайтов. До добра это не доведет, ни лично матершинников, ни нашу Родину.

 



Все новости КЦ "Высокуша" >


(921)672-26-24 (Алексей Казаков); (964)531-81-10 (священник Иннокентий Кулаков)

165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
© 2024