Летом 2009 года рядом с пос. Новый Куваш на месте, где в годы Великой Отечественной Войны находился лагерь заключенных-строителей железной дороги Коноша – Котлас, печально известный «Севдвинлаг», жителями Пежмы и их гостями из Москвы был установлен Крест в память пострадавших и погибших на этом месте людей. Многие задаются вопросом: насколько это нужно нам живущим сейчас? И существует ли такая традиция в других странах мира?
Попробуем найти ответы на эти вопросы.
Крест является неотъемлемой частью христианской культуры во всех уголках мира. Достаточно вспомнить гигантскую крестообразную статую Христа в Рио-де-Жанейро, кресты на дорогах Франции, Германии, Австрии, Чехии, не говоря уже о Греции, Италии, Балканских странах. (рис. 1,2)
Знамениты армянские каменные кресты - хачкары, каменная стела с резным изображением креста, обычно устанавливаемая у дорог, при монастырях, внутри и на фасадах храмов. (http://ru.wikipedia.org/wiki/Хачкар) (Рис.3)
Свободная электронная энциклопедия «Википедия» пишет:
"В западной Европе, в особенности во Франции, нередко можно встретить скульптурные группы, возвышающиеся вдоль дороги. Они называются Calvaire («кальвэр»), то есть «Голгофа». Такие придорожные кресты могут включать как полный набор действующих лиц сцены Распятия, то есть три креста с Иисусом и двумя разбойниками и Иоанном и Девой Марией у подножья, так и состоять из единственного креста.»
Это ситуация во Франции колыбели всех «светских» государств мира. Далее в «Википедии» говорится о придорожных крестах:
«Более простой вариант (Креста, прим. автора) предыдущего типа. Часто ставились на перекрестках. Характерны для русского Севера, также как и для многих других регионов (Псковская, Ленинградская область, Белоруссия, прим. автора)…
Может обозначать одинокую могилу или место гибели. (рис. 4); может быть поставленным по обету («обетные кресты»); может обозначать, что на этом месте прежде находилась церковь, ныне разрушенная (кресты-заместители храма); место, где наоборот, храм будет построен, обозначается закладным крестом.
Они могли быть межевыми крестами — ими отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) сельскохозяйственных угодий. Сакральное предназначение — напомнить или предоставить возможность путникам помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. Приметные кресты служили ориентиром для мореплавателей. (устанавливались на берегах рек, озер и морей, прим. автора).»
Археологические факты свидетельствуют, что там, где появлялись христиане везде они обозначали свое присутствие Крестами, ведь сила Честного Животворящего Креста отгоняет нечистых духов. Много Крестов на скалах Кавказа на территории Северо-Кавказских республик России. Например, в Хаджохе (Республика Адыгея) возле остатков пещерных храмов VII-X веков можно найти выдолбленные изображения Крестов.(рис.5).
То есть, с давних пор установка или изображение Крестов является элементом культурной традиции христианских народов, не только русских, но и греков, армян и многих других народов, проживающих на территории современной России, и за рубежом - носителей христианской культуры. Они не отказываются от этой традиции, поскольку отказ от нее это забвение своих корней и культуры, своей веры, отрицание главного символа памяти и единения.
Наш Крест в Куваше - это та дань уважения и участия, которую мы можем отдать людям, пострадавшим на этом месте, лежащим в безымянных могилах, зарытым под полотном железной дороги (такие факты приводятся в исторических свидетельствах), без должного христианского почтения. Вечная им память.
Крест служит ярким напоминанием о том, что земная жизнь коротка, что надо не забывать о Царствии Небесном и дороге к нему, к вечности. Крест неразрывно связан со Христом, со словами Спасителя «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Евангелие от Матфея гл.16,ст.24). Также важно, что для нормального христианина – Крест - это символ слабости человеческих сил в сравнении с подвигом воплотившегося Сына Божия Христа, безгрешного, но казненного людьми как преступник.
Крест был всегда ненавидим противниками Христа и христиан. Христова Победа смерти и ада на Кресте, Христово Воскресение нестерпимы для сатаны. По сути, и уничтожители и оскорбители Крестов какие бы цветистые названия они не использовали – «свидетели Иеговы», «последователи древнеславянской старины» или наоборот «люди нового века», – просто безбожники, ничем не отличающиеся от советских атеистов.
Кресты запрещали и уничтожали на государственном уровне. Например, в 1928-29 гг., во времена Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), тысячи поклонных, обетных, памятных и приметных (установленных для облегчения ориентирования и мореплавания в Белом море) деревянных крестов на Соловецких островах были срублены, как не соответствующие «новой культуре» народа строящего коммунизм. Кресты свозили к бухте Преображения и возле стен Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря старательно по нескольку дней сжигали. Под лозунгами о несоответствии советским законам разрушались храмы и другие культовые постройки. «Культурный большевизм» не умер, его последствия мы видим, хотя бы нежеланием властей возвращать отобранные у Русской Православной Церкви храмы, в том числе Преображенский собор г.Вельска Архангельской области. И находятся те, кто согласен с властями, готов растоптать святыню, попрать Крест.
Уверены - надо остановиться в разрушении и начать созидать.
Крест – памятка нам о Боге, чем больше этих памяток встанет на просторах России, тем спокойней под Его сенью будет житься нам, последователям Христа – православным христианам.
Иннокентий Кулаков.