Сегодня чтится память иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша".
В нашей стране не найдется семьи, в которой бы не оказалось родственника, страждущего от винопития, наркомании или других страстей уничтожающих человеческое достоинство, отвращающего от правого пути. Причина таких бед одна - уклонение от Бога, попытки уйти от трудностей жизни в "бутылку", праздность и инфантильность...
Помощью в избавлении от страстных напастей издавна была молитва, и особенно молитва к чудотворному образу Пресвятой Богородицы "Неупиваемая Чаша" и прп. Моисею Мурину.
Именно помощью, поскольку главное в исцелении от страстных болезней - твердое желание самого страждущего больше не грешить, не прикасаться к спиртному или наркотикам, деятельно исправить свою жизнь...
Проповедь священника Александра Парфёнова в день празднования иконы Богородицы "Неупиваемая Чаша" в храме святых целителей бессребреников Косьмы и Дамиана в Ростове Великом (Ярославская область).
Для нас с вами именно этот образ в наши дни особенно важен потому, что образу Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» молятся об исцелении от недуга пьянства. И Бог свидетель, что, действительно, исцеление от этого образа люди получают, но единицы, и – ненадолго.
Почему? Потому, что мы с вами – по колено в вине, как говорят в Ростове. Мы живем в среде, которая пропитана водкой, вином, пивом, самогоном и так далее, и так далее. И когда человек подходит к образу Пресвятой Богородицы, он видит, что Она руки свои к нему простирает, и человек решает бросить пить. Но он выходит в такую среду, где все относятся к алкоголю очень весело, легко и непринужденно. Человек часто не выдерживает, срывается. И тогда тяжело становится и этому человеку, и Пресвятая Богородица о нем скорбит.
Я говорил и, может быть, еще много буду говорить о том, что необходимо создавать здоровую среду. Без этой здоровой среды никакого духовного возрождения России не будет. И начинать создавать эту здоровую среду надо именно в храме. Мы сейчас видим здесь в основном юбки, платочки. Конечно на «белых платочках» держится в церкви много. То, что я сейчас скажу, может быть неприятно мужчинам: вы, в основном, вращаетесь в обществе, где все давно махнули рукой на бедствие пьянства. Даже на обычные человеческие качества, такие, как совесть, разум, порядочность, ответственность, - тоже давно махнули рукой. Поэтому очень трудно вырваться человеку из такой среды, потому, что человек Богом создан, как существо общественное. Помните в Библии написано, что Бог сказал: «Нехорошо человеку быть одному». В одиночку человек не выдерживает своего величия, он не выдерживает тех мыслей, тех чувств, тех даров, которые дал ему Бог. Ему нужно обмениваться с кем-то мыслями, чтобы кто-то человека поддерживал на жизненном пути. Мы мало еще сделали, чтобы у нас в храме была такая среда, чтобы пьющие мужчины чувствовали здесь помощь Божию через нашу с вами помощь, чувствовали здесь тепло и поддержку. Если мы не создадим здесь, в церкви, такую среду, то ничего не будет меняться в лучшую сторону.
И еще хочу сказать, что жизнь большинства современных мужчин – это детский сад. Русский человек, мужчина, уже и сам не хочет взрослеть. Что такое «быть взрослым»? Быть взрослым – это осознавать и нести ответственность не только за себя, за свое поведение, но и, как сказал один великий писатель, «за всех, кого мы приручили», - ответственность за жену, за детей, за внуков, за страну, за общество и за многое другое. И этой ответственности, к сожалению, у большинства современных русских мужчин нет.
Поэтому понятно, что раз нет ответственности, а жизнь зла, тяжела и искусительна, то человек и прячется от нее винном забытьи.
Но и это не все. Есть еще одна причина, по которой пьет современный русский мужчина, и называется она по-простому «зависть». По улицам ездят разные блестящие машины-иномарки, рядом с водителем сидят изящные дамы-модели, кто-то где-то украл, урвал, а, может быть, и честно заработал благодаря своему таланту, или трудоспособности, и может себе многое позволить. И вот начинаются переживания: «А я не украл, потому, что я честный человек. Но ведь я тоже одаренный, умный. Так, где же справедливость? Почему я влачу жалкое существование?» То есть начинаются совершенно бесполезные страдания.
Бесполезные потому, что к жизни необходим христианский подход - по всем вопросам, ко всем вещам. Что это за подход? К жизни надо подходить с позиций вечности. Любая иномарка со временем станет кучей ржавого металла, любой дом рано или поздно рухнет, любая красивая женщина со временем состарится. А душа человека вечна, и с этой бессмертной душой каждому из нас предстоит пойти на Страшный Суд, где с него спросят: «Ты прожил как мужик, или нет? Что ты сделал хорошего, кому ты помог, кого воспитал, обогрел, что ты построил? Ах, ты роптал!? Ты смотрел на других и завидовал!?».
Все в этой жизни тлен, и все быстро пройдет. Поэтому, здесь необходимо нести то, что называется «жизненным крестом», и при этом не роптать, а помогать другим. Это и есть христианское отношение к жизни. А у нас – детский сад: прячем от жены бутылку, укрываем от семьи сотенку-другую, только бы ухватить от жизни какое-нибудь простенькое удовольствие. И чтобы при этом его вечно ублажали: какой он хороший, какой замечательный. Это - уровень сознания ребенка, а не мужчины, и тем более не сознание христианина, верующего в Господа нашего, Иисуса Христа, который был настоящим мужчиной. Почему? Потому, что он всем помогал, и умел крест свой нести. Вот, что я хотел сказать вам, дорогие мужчины, и самому себе: давайте будем не «мущинятами», а настоящими мужами, и будем смотреть на образ Спасителя, который нес свой крест до смерти, который все время помогал людям, и взвалил на себя ответственность за всех нас, за все наши грехи.
И еще хочу пожелать всем женщинам: не балуйте чрезмерно своих мужей. Любите, но не обращайтесь с ними, как с детьми.
С праздником всех вас, дорогие мои!
18 мая 2008 г.