по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила
165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
(962) 202-36-92 (священник Иннокентий Кулаков)
Календарь

Колонка редактора
Об Успенском посте.

1 августа по церковному календарю (14 августа — по новому стилю) начался Успенский пост. Это самый непродолжительный пост, предваряющий праздник Успения Божией Матери, но почти такой же строгий, как Великий.

Мы публикуем размышления об Успенском посте иеромонаха Дорофея (Баранова).

Желаем поститься постом благоприятным! 









Новости прихода



Смысл Великого поста


15.02.2010


Поздравляем всех православных христиан с началом Великого поста и публикуем подборку высказываний святых отцов об этом духовно-благодатном периоде церковного года.

Великий Пост – время приготовления к главному православному празднику — Светлому Христову Воскресению.
Святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для отмывания всего ветхого, невзрачного, грязноватого».
Великий Пост — прежде всего духовное упражнение, это возможность хоть в малой степени стать сопричастным ко Христу. 
Ради любви к родным мы готовы на жертвы. Если бы стоял выбор, кому отдать последний кусок, мы смогли бы голодать? 
Великий Пост — такое же доказательство нашей веры и любви к Богу. Суть поста в том, чтобы отказаться от всего, что поглощает нас и удаляет от Бога.
Великий Пост — это время служения Богу молитвой и покаянием. 
Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти — просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий». Для такой покаянной молитвы пост — самое благодатное время.
«Воздерживаясь от страстей во время поста, насколько у нас хватает сил, мы будем иметь полезный телесный пост, — поучает преподобный Иоанн Кассиан. — Утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, составит приятную жертву Богу и достойную обитель святости». 
Сам Господь наш Иисус Христос дал пример нам, сорок дней постясь в пустыне. Возвратился откуда в силе духа (Лк. 4, 14), одолев все искушения врага. «Пост есть оружие, уготованное Богом», — пишет преподобный Исаак Сирин. — До этого род человеческий не знал победы, и дьявол никогда не испытывал поражений... Господь наш стал вождем и первенцем этой победы... И теперь, как только дьявол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и силы его сокрушаются».
  Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, лечение и лекарство для каждой человеческой души. «Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти».
«Видишь ли, что делает пост, — пишет святитель Афанасий Великий, — болезни врачует, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет и сердце делает чистым».
  «Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. 
Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечает, что «укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость». И ставит риторический вопрос: «можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?» 
При неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. Появятся раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. «Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, — говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. — Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание».
В результате поста должно происходить искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме. «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия», — поучает Святитель Игнатий (Брянчанинов).
«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, — наставляет святитель Иоанн Златоуст. — Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело... Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степенен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния». 
Непонимание смысла поста, согласно преподобному авве Дорофею, состоит в следующем: «Кто постится по тщеславию или, считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили как постника». Сам Спаситель велел совершать добродетели втайне и скрывать пост от окружающих (Мф. 6, 16-18).
От неправильного поста могут появиться раздражительность, озлобленность вместо чувства любви. У каждого своя мера поста: у монахов одна, у мирян может быть другая. Беременным и кормящим женщинам, престарелым и больным, а также детям, с благословения духовника, пост может быть значительно ослаблен. 
«Закон постничества такой, — поучает святитель Феофан Затворник, — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила».
  Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8).  
Забытое нами слово говение, отражает истинный смысл Великого Поста. Святитель Феофан Затворник так наставляет на говение: 
«Благослови же, Господи, поговеть Вам как следует. Всё, что Вы задумали, так и должно делать всякому говеющему: и попоститься, и в церковь походить, и поуединиться, и почитать, и подумать, и собою заняться – всё нужно. 
Все эти дела говения надо направить к одной цели – достойному Причащению Святых Христовых Тайн. 
Чтобы достойно Причаститься, надо душу очистить Покаянием. 
Чтобы Покаяние совершить как должно – с сокрушением искренним и твердою решимостью не оскорблять более Господа, – для этого назначаются все другие подвиги говения: – и хождение в церковь, – и домашняя молитва, – и пощение, – и прочее всё» (п.32). Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный. 
Так и жертву Богу принесём. Ибо, «Жертва Богу дух сокрушенный: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19). 
Благослови Вас, Господи! С постом благоприятным.

подборка подготовлена монахом Харитоном (Евстигнеевым)




Фотоальбомы




Анонсы событий



1   августа  - Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца

2   августа  - Пророка Илии. Обретение мощей прмч. Афанасия Брестского

4   августа  - Мироносицы равноап. Марии Магдалины

5   августа  - Св. прав. воина Феодора Ушакова. Почаевской иконы Божией Матери

6   августа  - Мц. Христины. Мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба

7   августа  - Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы

9   августа  - Вмч. и целителя Пантелеимона

10 августа  - Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница)

14 августа  - Происхождение (Изнесение) честных древ Животворящего Креста ГосподняНачало Успенского поста

15 августа  - Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.

17 августа  - Семи отроков Ефесских

19 августа  - Преображение Господа нашего Иисуса Христа

20 августа  - Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского

22 августа  - Апостола Матфия Собор Соловецких святых.

26 августа  - Преставление, второе обретение мощей свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца.

28 августа  - Успение Пресвятой Богородицы. Окончание Успенского поста.

29 августа  - Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа.



КЦ "Высокуша"


11.08.2025
На вершине сопки водружен Поклонный крест – вот мы и решили добраться до него, попутно вдохновившись красотами Тихого океана и Охотского моря. На Шикотане это легко: западный берег – Охотское, через пару километров восточный берег – Тихий океан. Дети все никак не могли поверить, как это так. Еще у них были трудности со временем: «Папа, у тебя сейчас, в этом твоем путешествии, уже завтра? А почему у нас еще сегодня, то есть вчера? И как оно там, это завтра?» 
01.07.2025
Лето. Солнце пекло немилосердно. Мы с братом Ильей, слоняясь без дела, забрели в старый покосившийся амбар у гумна на краю деревни. В полумраке, среди паутины и трухи, Илья наткнулся на что-то твердое, завернутое в грубую рогожу. Развернули и увидели икону. Она была почти черная от вековой пыли и времени, лик едва угадывался под слоем грязи. Никакого благоговения мы не почувствовали. Для нас, сорванцов, это была просто старая доска с чьим-то нарисованным лицом.
05.05.2025
В предверии Дня Победы, мы хотим познакомить Вас с фрагментами биографии архимандрита Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой Лавры, прозорливого страца, фронтовика. Его жизнь, воспоминанания, поучения, подвиг во Христе - хороший пример для подражания всем православным христианам. 


Все новости КЦ "Высокуша" >


(962) 202-36-92 (священник Иннокентий Кулаков)

165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
© 2025