|
Новости прихода
Смысл Великого поста
15.02.2010
Поздравляем всех православных христиан с началом Великого поста и публикуем подборку высказываний святых отцов об этом духовно-благодатном периоде церковного года.
Великий Пост – время приготовления к главному православному празднику — Светлому Христову Воскресению. Святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для отмывания всего ветхого, невзрачного, грязноватого». Великий Пост — прежде всего духовное упражнение, это возможность хоть в малой степени стать сопричастным ко Христу. Ради любви к родным мы готовы на жертвы. Если бы стоял выбор, кому отдать последний кусок, мы смогли бы голодать? Великий Пост — такое же доказательство нашей веры и любви к Богу. Суть поста в том, чтобы отказаться от всего, что поглощает нас и удаляет от Бога. Великий Пост — это время служения Богу молитвой и покаянием. Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти — просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий». Для такой покаянной молитвы пост — самое благодатное время. «Воздерживаясь от страстей во время поста, насколько у нас хватает сил, мы будем иметь полезный телесный пост, — поучает преподобный Иоанн Кассиан. — Утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, составит приятную жертву Богу и достойную обитель святости». Сам Господь наш Иисус Христос дал пример нам, сорок дней постясь в пустыне. Возвратился откуда в силе духа (Лк. 4, 14), одолев все искушения врага. «Пост есть оружие, уготованное Богом», — пишет преподобный Исаак Сирин. — До этого род человеческий не знал победы, и дьявол никогда не испытывал поражений... Господь наш стал вождем и первенцем этой победы... И теперь, как только дьявол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и силы его сокрушаются». Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, лечение и лекарство для каждой человеческой души. «Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти». «Видишь ли, что делает пост, — пишет святитель Афанасий Великий, — болезни врачует, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет и сердце делает чистым». «Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечает, что «укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость». И ставит риторический вопрос: «можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?» При неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. Появятся раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. «Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, — говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. — Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание». В результате поста должно происходить искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме. «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия», — поучает Святитель Игнатий (Брянчанинов). «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, — наставляет святитель Иоанн Златоуст. — Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело... Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степенен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния». Непонимание смысла поста, согласно преподобному авве Дорофею, состоит в следующем: «Кто постится по тщеславию или, считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили как постника». Сам Спаситель велел совершать добродетели втайне и скрывать пост от окружающих (Мф. 6, 16-18). От неправильного поста могут появиться раздражительность, озлобленность вместо чувства любви. У каждого своя мера поста: у монахов одна, у мирян может быть другая. Беременным и кормящим женщинам, престарелым и больным, а также детям, с благословения духовника, пост может быть значительно ослаблен. «Закон постничества такой, — поучает святитель Феофан Затворник, — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила». Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Забытое нами слово говение, отражает истинный смысл Великого Поста. Святитель Феофан Затворник так наставляет на говение: «Благослови же, Господи, поговеть Вам как следует. Всё, что Вы задумали, так и должно делать всякому говеющему: и попоститься, и в церковь походить, и поуединиться, и почитать, и подумать, и собою заняться – всё нужно. Все эти дела говения надо направить к одной цели – достойному Причащению Святых Христовых Тайн. Чтобы достойно Причаститься, надо душу очистить Покаянием. Чтобы Покаяние совершить как должно – с сокрушением искренним и твердою решимостью не оскорблять более Господа, – для этого назначаются все другие подвиги говения: – и хождение в церковь, – и домашняя молитва, – и пощение, – и прочее всё» (п.32). Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный. Так и жертву Богу принесём. Ибо, «Жертва Богу дух сокрушенный: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19). Благослови Вас, Господи! С постом благоприятным.
подборка подготовлена монахом Харитоном (Евстигнеевым)
|
|
Фотоальбомы
Анонсы событий
1 ноября - Мч. Уара и с ним пострадавших. Собор Архангельских святых. 4 ноября - Празднование Казанской иконе Божией Матери 5 ноября - Димитриевская родительская суббота. Поминовение усопших. Апостола Иакова, брата Господня. 6 ноября - Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 8 ноября - Вмч. Димитрия Солунского 9 ноября - Прп. Нестора Летописца 10 ноября - Прп. Иова, игумена Почаевского. Свт. Димитрия, митр. Ростовского 11 ноября - Прмц. Анастасии Римляныни 14 ноября - Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их 18 ноября - День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского 21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных 22 ноября - Иконы Божией Матери «Скоропослушница» 26 ноября - День памяти святителя Иоанна Златоуста 27 ноября - Апостола Филиппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост 28 ноября - Начало Рождественского поста 29 ноября - Апостола и евангелиста Матфея 30 ноября - Свт. Григория чудотворца, еп. Неокесарийского
КЦ "Высокуша"
23.11.2024
Два года назад (события происходят в 2008 году, прим. Ред.) меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали: "Батюшка, Вы знаете, она ведь у нас курит..."
|
03.10.2024
Смирение – одна из важнейших христианских добродетелей. Когда я только шла к вере и воцерковлялась, мне казалось, что это качество – от слабости, от нежелания и неумения бороться, сопротивляться, отвечать на несправедливость. И только несколько реальных историй заставили понять сердцем и принять, что сила – в смирении, в умении принять волю Божию, в вере в милость Господа.
|
24.08.2024
Мы многократно отмечали, что нашу страну захватила эпидемия сквернословия. И если 15-20 лет назад люди стеснялись употреблять в общественном пространстве матерные, нецензурные и просто оскорбительные слова, то теперь эта гадость льется повсеместно. Печально, что нынешние русские проклинают себя и дома в семейной обстановке, и с экранов телевизоров, и на страницах блогов и видеосайтов. До добра это не доведет, ни лично матершинников, ни нашу Родину.
|
|