Сегодня чтится икона Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов», и ни у кого не возникает сомнений, что этот образ Богородицы имеет осбенное отношение к сельскому хозяйству, а именно к труду хлеборобов.
История гласит, что в 1889 году игумения Илария, настоятельница Болховского Богородично-Всесвятского монастыря, показала преподобному Амвросию Оптинскому новую икону Богородицы. Изображение на ней заимствовали с образа «Всех святых», находящегося в монастырском храме. По просьбе старца одна из монахинь написала для него особый список, с добавлением изображения пшеничного поля со сжатыми снопами. Старец благословил написать еще одну такую икону и поставить в монастырском амбаре, «чтобы не было оскудения хлеба».
Игумения Илария привезла новую икону в Оптину пустынь в феврале 1890 года. Старец назвал ее "Спорительница хлебов" и благословил сделать с нее литографии, которые раздавал и рассылал обращающимся к нему.
Первое чудо от иконы зафиксировали в 1891 году, когда по всей России был голод из-за неурожая. После молитвы перед иконой по благословению старца Амвросия в Калужской губернии и на полях Шамординской обители хлеб уродился.
И все мы прекрасно понимаем, что от хорошего или скудного урожая, и в старые времена, и в нынешнем веке зависит жизнь людей. Голод — страшное бедствие. Поэтому иконы связанные с трудом землепашцев, крестьян, скотоводов являлись непременными во всех храмах Православной Церкви. К кому же еще обращались христиане за помощью в непростом деле — сельскохозяйственных работах?
Великомученик Георгий Победоносец – защитник крестьянства и покровитель воинов. Имя происходит от греч. γεωργός – земледелец. Также в «Житии великомученика Георгия» описано чудесное оживление единственного вола у земледельца.
Мученица Дорофея Кесарийская – покровительница садоводов и цветоводов. В ее житии есть сюжет о цветах и яблоках. Когда святую вели на казнь, некий ученый человек (видимо, схоластик) Феофил с насмешкой сказал ей: «Невеста Христова, пошли мне из сада Жениха твоего розовых цветов и яблок». В ответ мученица кивнула ему. Перед смертью святая попросила дать ей время помолиться. Когда она окончила молитву, ей предстал ангел в виде прекрасного юноши и подал на чистом полотне три яблока и три розовых цветка. Святая попросила передать все это Феофилу, после чего была усечена мечом. Получив благодатные дары, недавний гонитель христиан был поражен, уверовал в Спасителя и исповедал себя христианином.
Еще молятся при сеянии и жатве – апостолу Филиппу; против порчи плодов, во время голода, о плодородии земли – священномученику Харлампию; от гусениц и прочих насекомых-вредителей – мученику Трифону.
На Руси с давних пор молились о помощи в коневодстве святым мученикам Флору и Лавру, которые пострадали во II веке. Мощи святых были обретены в более позднее время. Православное предание утверждает, что сразу после обретения мощей Флора и Лавра прекратился падёж скота. В связи с этим, на Руси эти святые почитались как покровители лошадей. В древних русских иконописных подлинниках указывается, что на иконах святые Флор и Лавр должны быть написаны с лошадьми.
Кстати зимняя церковь в Пежме, которая сгорела в 1970-х годах, была освящена в честь мчч.Флора и Лавра. Тракторов 100 лет назад в Пежме не было, а лошадки стояли в каждом крестьянском дворе. Как же о них не молиться?!
Также покровителями домашнего скота почитают святителя Власия, епископа Севастийского и святого Модеста Иерусалимского. К ним молитвенно обращаются в призывая помочь в уходе и избавлении от различных напастей владельцы крупного и мелкого рогатого скота.
Пресвятая Богородица и апостоле Филиппе, святые угодники Георгие, Харалампие, Дорофея, Трифоне, Флоре, Лавре, Власие и Модесте, молите Бога о нас, наших полях, садах и наших домашних животных!