Сама же чудотворная Иверская икона была прислана в Москву в 1669 году афонскими монахами. В годы безбожных гонений в России (после разрушения часовни) часовни образ сохранялся в церкви Воскресения Христова в Сокольниках.
История Иверской иконы насчитывает более 1000 лет:
Во время иконоборческих гонений в Византии одна женщина взяла икону Богоматери с младенцем и опустила ее в реку. Образ был в водах целых два века, а после явился монахам афонского монастыря. Они увидели в море огромный огненный столб. Когда они увидели, что это сияние от иконы, то захотели ее взять из воды. Однако никто не мог дотронуться до образа, это получилось лишь у самого смиренного монаха. Икону поместили в главный храм, но спустя три дня она самостоятельно переместилась из храма на ворота для того, чтобы охранять монахов от всевозможных бед. С тех пор ее стали звать либо «заступница», либо «вратарница».
В семнадцатом столетии афонские иконописцы из Иверского монастыря сделали копию с почитаемой иконы и отвезли ее в Москву, где ей и поклонялись боголюбивые горожане. Особенно многолюдно было у Иверской в преддверии экзаменов. Сюда съезжались гимназисты и студенты: старались не только поставить свечку, но и принести красивую белую розу. Считалось, что Иверская заступница все видит и оценит всякое усердие.
Более других нуждались в помощи иконы тяжелобольные - те, кто никак не мог добраться до часовни и приложиться к чудотворной Иверской. Несправедливость эту устраняли по-нашему по-православному - организацией Крестоных ходов и вывоза Иверской иконы для освящения города и отдельных домов.
Икона ездила по городу торжественно - в закрытой карете, украшенной херувимами высокопробного золота, и сопровождалась фонарями. Прохожие, увидев эту важную процессию, крестились и перешептывались: "Иверскую везут".
"Поднятие иконы" (так официально назывался этот ритуал) вошел в московский, непонятный жителям иного города, фольклор. "Не миновать - Иверскую поднимать". Так говорили в случае, когда какое-нибудь дело принимало скверный оборот. Впрочем, не всегда икону приглашали по печальным поводам. Она могла прибыть в новоселье, на Крещение, к свадьбе. Многие же москвичи старались принимать икону вне зависимости от печальных или радостных событий. Например, раз в год.