по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила
165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
(962) 202-36-92 (священник Иннокентий Кулаков)
Календарь

Колонка редактора
Об Успенском посте.

1 августа по церковному календарю (14 августа — по новому стилю) начался Успенский пост. Это самый непродолжительный пост, предваряющий праздник Успения Божией Матери, но почти такой же строгий, как Великий.

Мы публикуем размышления об Успенском посте иеромонаха Дорофея (Баранова).

Желаем поститься постом благоприятным! 









Новости прихода



Проблемы духовного оздоровления народа России.


07.04.2010

В 2005 году специалистами МГУ им. М.В.Ломоносова под руководством профессора И.П.Рязанцева в сотрудничестве с Российской социологической ассоциацией и Институтом социально-экономического анализа и аудита, по инициативе целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», было проведено исследование «Отношение российской молодежи к Русской Православной Церкви». Данное исследование также изучало личностно-значимые ценности молодого поколения России. 
Материалы данного опроса были представлены руководителем упомянутой программы иеромонахом Киприаном (Ященко) в докладе "Взаимодействие Церкви и государства в передаче духовно-культурного наследия" на международной конференции "Христианство, культура и нравственные ценности", которая состоялась в г. Москве, 19-21 июня 2007г.
Докладчик в частности сообщил, что социологическое исследование коснулось молодежи в возрасте от 15 до 30 лет. В результате было выявлено три типа отношения молодежи к Русской Православной Церкви. Первое - это воцерковленные православные верующие, которые составляют 8%. Это молодежь, которая регулярно исповедуется, причащается, ходит в храм и ведет нормальный православный образ жизни. 
Второй тип отношения к Церкви - это невоцерковленные православные верующие. Они составляют чуть больше половины - 55%. Это интересный феномен – «крещеные, но не просвещенные». На вопрос о принадлежности к той или иной религиозной группе, - кто они?, отвечают: «мы православные, вот у нас крестик», однако вспомнить когда последний раз были в храме не всегда в состоянии. Но, тем не менее, они уверенно говорят, что являются православными и не принадлежат к иной конфессии. 
Третий тип, который составляет - 33%, - это молодежь, благосклонно относящаяся к Русской Православной Церкви. В эту группу входят некрещеные, иноверные, атеисты, которые в целом положительно воспринимают Церковь как государство- и культуро- образующий институт и не видят ничего плохого в ее деятельности. 
Наконец, были выявлены 4% молодых людей, которые относятся к Русской Православной Церкви отрицательно.
Представленные данные позволяют сделать замечательный вывод: 96% молодежи в той или иной степени доверяют Русской Православной Церкви. В нашей стране нет ни одного общественного явления или организации, ни одной другой идеи, к которой было бы такое доверие.
По мнению экспертов, рассматривавших материалы и методики проведения указанного исследования, они были проведены в полном соответствии со всеми правилами и требованиями подходов к выборке и обработке результатов.

Помимо общего отношения к Русской Православной Церкви указанное масштабное социологическое исследование 2005 года рассматривало личностно-значимые ценности молодых людей, то есть, по сути, мировоззренческую базу, на основании которой молодое поколение планирует строить свою будущую жизнь. Частично, результаты исследования личностно-значимых ценностей приводятся в Таблице 1, анализ этих социально-статистических величин весьма показателен. Причем для контраста, взяты крайние группы респондентов исследования (см. примечания к Таблице 1).
 
Личностно-значимые ценности современной молодежи России
(по результатам исследования Российской социологической ассоциации, 2005 г.)
Таблица 1.

Личностно-значимые ценности

Ценность

для верующих*,%

Ценность

для неверующих**,% 

Семья 100 92,4
Любовь к ближнему 96,2 64,1
Россия 96,2 76,9
         Деньги               79,7              94,7
         Сексуальное удовольствие               65,4              84,6
         Власть               40,5              71,8


* - Верующие - в данном случае, отнесены люди, регулярно посещающие богослужения в храмах и причащающиеся Святых Христовых Таинств хотя бы 1 раз в год;
** - Неверующие – в данном случае, отнесены негативно относящиеся к Православию и Русской Православной Церкви респонденты, как атеисты, так и представители других религиозных воззрений.

Рассмотрев процентное отношение к представленным в таблице категориям можно увидеть значительную разницу в ценностных предпочтениях приверженцев Православия и их выраженных антагонистов.
Если православный верующий ставит во главу угла при построении своей жизни такие ценности - как «семья», «любовь к ближнему», «Россия – Отечество», то шкала неверующего человека возглавляется желанием обладать деньгами, также иметь семью и получать сексуальное удовлетворение. Казалось бы «семья», как категория указывается в качестве приоритетов в обоих группах опрашиваемых, однако не исключено, что смысл вкладываемый в это понятие может быть совершенно разный: для одних - это домашняя церковь и пожизненный союз для правильного воспитания детей, для других – временное объединение для успешного удовлетворения собственных бытовых потребностей, обеспечения благополучной старости и других индивидуальных выгод, рядом находится и еще одна вероятная причина включения семьи в круг первичных ценностей «неверующих», (как видно из таблицы) – семья как способ удовлетворения сексуальных потребностей.
 Представленная сокращенная иллюстрация из социологического опроса, показывает явные тенденции: православные воцерковленные верующие в Бога сохраняют традиционную систему ценностей, то есть на идейном мировоззренческом уровне готовы способствовать процветанию общества и государства, у них и российского государства общие цели, способность «неверующих» стать созидателями здорового дружелюбного российского общества вызывает сомнения.
Совмещая результаты опроса в целом (более 63% считающих себя православными) и анализа оценки личностно-значимых ценностей можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ корректировки существующей нравственной ситуации в стране - это «взращивание», т.е. воссоздание возделывание через духовно-нравственную традиционную культуру утраченной веры в Бога в ее православном понимании.

К сожалению, греховная поврежденность и несопротивление пороку проникла в души и естество людей настолько далеко, что многие из тех, кто проявляет вызывающее поведение на улицах российских городов, причисляют себя к православным (55% молодежи, названные в докладе иеромонаха Киприана «крещеные, но непросвещенные»). Это создает искаженную картину состояния русского Православия у вчерашних атеистов, инославных и думающих людей, затрудняя приход в Церковь здоровых сил, давая недоброжелателям Православия пищу для критики общего положения в Церкви. Что также было отмечено в ответах приведенных социологических опросов. 

Другое затруднение в выборе нравственного пути совершенствования, неразрывно связанного с движением к Богу и Церкви, выявил добровольный открытый социологический опрос сайта целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» (www.dnkrus.ru)
Мини-соцопрос «Что мешает человеку прийти в храм в первый раз?» проводится с середины 2007 г. Число проголосовавших к декабрю 2009 г. - 505 человек. Результаты опроса приведены в Таблице 2 и здесь

 «Что мешает человеку прийти в храм в первый раз»?
(мини-соцопрос интернет-сайта программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» 2007-2008 гг.)
Таблица 2.

Причина, по которой человек

не идет в Церковь 

 Число опрошенных,  человек То же, в%
Собственное духовное состояние    222 44,0
Незнание церковных обрядов и правил поведения в храме    138 27,3
Нехватка информации об основах Православия    62 12,3 
Благополучная, безскорбная жизнь     58 11,5 
Нехватка времени    19 3,8
Затрудняюсь ответить    6 1,2
 

Несложный анализ приведенных материалов показывает, что наиболее существенными причинами (первые три строки в Таблице 2) затруднений в духовно-нравственном развитии положительно-относящихся к Православию россиян являются:
- собственное духовное состояние (своего рода уныние, когда человек не приходит в Церковь считая себя «как бы недостойным» этого, что также связано с незнанием основ Православия, хотя бы Христова призыва к переживающим о своем духовном и физическом состоянии: «Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28) – 44% опрошенных;
- незнание церковных обрядов и правил поведения в храме и примыкающая к этой причина в нехватке информации об основах Православия (человек стесняется прийти в Церковь и проявить свое религиозное невежество) – по мнению 39,6 % опрошенных (суммарное количество по строкам 2 и 3 Таблицы 2). 
Картина весьма показательная. Большинство опрошенных хотят, но стесняются придти в храмы, в основном по причине недостатка знаний о Православии вообще и обрядовой стороне традиции Русской Православной Церкви.
Одной из задач, которые ставит перед собой наш сайт – это укрепить в желании прийти к Богу и в Православную Церковь тех, кто по незнанию церковных традиций или другим причинам ощущает свое мнимое недостоинство.

 Для укрепления таких приводим слова молитвы святого Иоанна Златоуста – прославленного великого святителя, проповедника и создателя чинопоследования Божественной Литургии. Этот святой при земной жизни осознавал свое недостоинство, но тем не менее, дерзал обращаться ко Господу со словами:
 "Верую Господи и исповедую, яко ты еси воистину Христос, сын Бога живаго, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз."

Спаси Вас Господь, приходите в православный храм, Христос ждет Вас!

Иннокентий Кулаков.





Фотоальбомы




Анонсы событий



1   августа  - Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца

2   августа  - Пророка Илии. Обретение мощей прмч. Афанасия Брестского

4   августа  - Мироносицы равноап. Марии Магдалины

5   августа  - Св. прав. воина Феодора Ушакова. Почаевской иконы Божией Матери

6   августа  - Мц. Христины. Мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба

7   августа  - Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы

9   августа  - Вмч. и целителя Пантелеимона

10 августа  - Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница)

14 августа  - Происхождение (Изнесение) честных древ Животворящего Креста ГосподняНачало Успенского поста

15 августа  - Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.

17 августа  - Семи отроков Ефесских

19 августа  - Преображение Господа нашего Иисуса Христа

20 августа  - Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского

22 августа  - Апостола Матфия Собор Соловецких святых.

26 августа  - Преставление, второе обретение мощей свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца.

28 августа  - Успение Пресвятой Богородицы. Окончание Успенского поста.

29 августа  - Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа.



КЦ "Высокуша"


11.08.2025
На вершине сопки водружен Поклонный крест – вот мы и решили добраться до него, попутно вдохновившись красотами Тихого океана и Охотского моря. На Шикотане это легко: западный берег – Охотское, через пару километров восточный берег – Тихий океан. Дети все никак не могли поверить, как это так. Еще у них были трудности со временем: «Папа, у тебя сейчас, в этом твоем путешествии, уже завтра? А почему у нас еще сегодня, то есть вчера? И как оно там, это завтра?» 
01.07.2025
Лето. Солнце пекло немилосердно. Мы с братом Ильей, слоняясь без дела, забрели в старый покосившийся амбар у гумна на краю деревни. В полумраке, среди паутины и трухи, Илья наткнулся на что-то твердое, завернутое в грубую рогожу. Развернули и увидели икону. Она была почти черная от вековой пыли и времени, лик едва угадывался под слоем грязи. Никакого благоговения мы не почувствовали. Для нас, сорванцов, это была просто старая доска с чьим-то нарисованным лицом.
05.05.2025
В предверии Дня Победы, мы хотим познакомить Вас с фрагментами биографии архимандрита Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой Лавры, прозорливого страца, фронтовика. Его жизнь, воспоминанания, поучения, подвиг во Христе - хороший пример для подражания всем православным христианам. 


Все новости КЦ "Высокуша" >


(962) 202-36-92 (священник Иннокентий Кулаков)

165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
© 2025