|
Новости прихода
Проблемы духовного оздоровления народа России.
07.04.2010
В 2005 году специалистами МГУ им. М.В.Ломоносова под руководством профессора И.П.Рязанцева в сотрудничестве с Российской социологической ассоциацией и Институтом социально-экономического анализа и аудита, по инициативе целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», было проведено исследование «Отношение российской молодежи к Русской Православной Церкви». Данное исследование также изучало личностно-значимые ценности молодого поколения России. Материалы данного опроса были представлены руководителем упомянутой программы иеромонахом Киприаном (Ященко) в докладе "Взаимодействие Церкви и государства в передаче духовно-культурного наследия" на международной конференции "Христианство, культура и нравственные ценности", которая состоялась в г. Москве, 19-21 июня 2007г. Докладчик в частности сообщил, что социологическое исследование коснулось молодежи в возрасте от 15 до 30 лет. В результате было выявлено три типа отношения молодежи к Русской Православной Церкви. Первое - это воцерковленные православные верующие, которые составляют 8%. Это молодежь, которая регулярно исповедуется, причащается, ходит в храм и ведет нормальный православный образ жизни. Второй тип отношения к Церкви - это невоцерковленные православные верующие. Они составляют чуть больше половины - 55%. Это интересный феномен – «крещеные, но не просвещенные». На вопрос о принадлежности к той или иной религиозной группе, - кто они?, отвечают: «мы православные, вот у нас крестик», однако вспомнить когда последний раз были в храме не всегда в состоянии. Но, тем не менее, они уверенно говорят, что являются православными и не принадлежат к иной конфессии. Третий тип, который составляет - 33%, - это молодежь, благосклонно относящаяся к Русской Православной Церкви. В эту группу входят некрещеные, иноверные, атеисты, которые в целом положительно воспринимают Церковь как государство- и культуро- образующий институт и не видят ничего плохого в ее деятельности. Наконец, были выявлены 4% молодых людей, которые относятся к Русской Православной Церкви отрицательно. Представленные данные позволяют сделать замечательный вывод: 96% молодежи в той или иной степени доверяют Русской Православной Церкви. В нашей стране нет ни одного общественного явления или организации, ни одной другой идеи, к которой было бы такое доверие. По мнению экспертов, рассматривавших материалы и методики проведения указанного исследования, они были проведены в полном соответствии со всеми правилами и требованиями подходов к выборке и обработке результатов.
Помимо общего отношения к Русской Православной Церкви указанное масштабное социологическое исследование 2005 года рассматривало личностно-значимые ценности молодых людей, то есть, по сути, мировоззренческую базу, на основании которой молодое поколение планирует строить свою будущую жизнь. Частично, результаты исследования личностно-значимых ценностей приводятся в Таблице 1, анализ этих социально-статистических величин весьма показателен. Причем для контраста, взяты крайние группы респондентов исследования (см. примечания к Таблице 1). Личностно-значимые ценности современной молодежи России (по результатам исследования Российской социологической ассоциации, 2005 г.) Таблица 1. Личностно-значимые ценности | Ценность для верующих*,% | Ценность для неверующих**,% | Семья | 100 | 92,4 | Любовь к ближнему | 96,2 | 64,1 | Россия | 96,2 | 76,9 | Деньги | 79,7 | 94,7 | Сексуальное удовольствие | 65,4 | 84,6 | Власть | 40,5 | 71,8 |
* - Верующие - в данном случае, отнесены люди, регулярно посещающие богослужения в храмах и причащающиеся Святых Христовых Таинств хотя бы 1 раз в год; ** - Неверующие – в данном случае, отнесены негативно относящиеся к Православию и Русской Православной Церкви респонденты, как атеисты, так и представители других религиозных воззрений.
Рассмотрев процентное отношение к представленным в таблице категориям можно увидеть значительную разницу в ценностных предпочтениях приверженцев Православия и их выраженных антагонистов. Если православный верующий ставит во главу угла при построении своей жизни такие ценности - как «семья», «любовь к ближнему», «Россия – Отечество», то шкала неверующего человека возглавляется желанием обладать деньгами, также иметь семью и получать сексуальное удовлетворение. Казалось бы «семья», как категория указывается в качестве приоритетов в обоих группах опрашиваемых, однако не исключено, что смысл вкладываемый в это понятие может быть совершенно разный: для одних - это домашняя церковь и пожизненный союз для правильного воспитания детей, для других – временное объединение для успешного удовлетворения собственных бытовых потребностей, обеспечения благополучной старости и других индивидуальных выгод, рядом находится и еще одна вероятная причина включения семьи в круг первичных ценностей «неверующих», (как видно из таблицы) – семья как способ удовлетворения сексуальных потребностей. Представленная сокращенная иллюстрация из социологического опроса, показывает явные тенденции: православные воцерковленные верующие в Бога сохраняют традиционную систему ценностей, то есть на идейном мировоззренческом уровне готовы способствовать процветанию общества и государства, у них и российского государства общие цели, способность «неверующих» стать созидателями здорового дружелюбного российского общества вызывает сомнения. Совмещая результаты опроса в целом (более 63% считающих себя православными) и анализа оценки личностно-значимых ценностей можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ корректировки существующей нравственной ситуации в стране - это «взращивание», т.е. воссоздание возделывание через духовно-нравственную традиционную культуру утраченной веры в Бога в ее православном понимании.
К сожалению, греховная поврежденность и несопротивление пороку проникла в души и естество людей настолько далеко, что многие из тех, кто проявляет вызывающее поведение на улицах российских городов, причисляют себя к православным (55% молодежи, названные в докладе иеромонаха Киприана «крещеные, но непросвещенные»). Это создает искаженную картину состояния русского Православия у вчерашних атеистов, инославных и думающих людей, затрудняя приход в Церковь здоровых сил, давая недоброжелателям Православия пищу для критики общего положения в Церкви. Что также было отмечено в ответах приведенных социологических опросов.
Другое затруднение в выборе нравственного пути совершенствования, неразрывно связанного с движением к Богу и Церкви, выявил добровольный открытый социологический опрос сайта целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» (www.dnkrus.ru) Мини-соцопрос «Что мешает человеку прийти в храм в первый раз?» проводится с середины 2007 г. Число проголосовавших к декабрю 2009 г. - 505 человек. Результаты опроса приведены в Таблице 2 и здесь.
«Что мешает человеку прийти в храм в первый раз»? (мини-соцопрос интернет-сайта программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» 2007-2008 гг.) Таблица 2.
Причина, по которой человек не идет в Церковь | Число опрошенных, человек | То же, в% | Собственное духовное состояние | 222 | 44,0 | Незнание церковных обрядов и правил поведения в храме | 138 | 27,3 | Нехватка информации об основах Православия | 62 | 12,3 | Благополучная, безскорбная жизнь | 58 | 11,5 | Нехватка времени | 19 | 3,8 | Затрудняюсь ответить | 6 | 1,2 | Несложный анализ приведенных материалов показывает, что наиболее существенными причинами (первые три строки в Таблице 2) затруднений в духовно-нравственном развитии положительно-относящихся к Православию россиян являются: - собственное духовное состояние (своего рода уныние, когда человек не приходит в Церковь считая себя «как бы недостойным» этого, что также связано с незнанием основ Православия, хотя бы Христова призыва к переживающим о своем духовном и физическом состоянии: «Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28) – 44% опрошенных; - незнание церковных обрядов и правил поведения в храме и примыкающая к этой причина в нехватке информации об основах Православия (человек стесняется прийти в Церковь и проявить свое религиозное невежество) – по мнению 39,6 % опрошенных (суммарное количество по строкам 2 и 3 Таблицы 2). Картина весьма показательная. Большинство опрошенных хотят, но стесняются придти в храмы, в основном по причине недостатка знаний о Православии вообще и обрядовой стороне традиции Русской Православной Церкви. Одной из задач, которые ставит перед собой наш сайт – это укрепить в желании прийти к Богу и в Православную Церковь тех, кто по незнанию церковных традиций или другим причинам ощущает свое мнимое недостоинство. Для укрепления таких приводим слова молитвы святого Иоанна Златоуста – прославленного великого святителя, проповедника и создателя чинопоследования Божественной Литургии. Этот святой при земной жизни осознавал свое недостоинство, но тем не менее, дерзал обращаться ко Господу со словами: "Верую Господи и исповедую, яко ты еси воистину Христос, сын Бога живаго, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз." Спаси Вас Господь, приходите в православный храм, Христос ждет Вас!
Иннокентий Кулаков.
|
|
Фотоальбомы
Анонсы событий
Дорогие друзья, С 03 марта по 11 апреля 2025 года Русская Православная Церковь входит в Великий Пост, предваряющий Страстную седмицу (с 14 по 19 апреля), которые являются приготовлением к величайшему Празднику - Светлому Христову Воскресению - Пасхе (20 апреля 2025 г.) Давайте постараемся потрудиться духовно и телесно ради Господа Иисуса Христа. О Великом Посте можно почитать здесь. «Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост – избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост». Стихира понедельника 1-й недели Великого поста.
КЦ "Высокуша"
18.01.2025
Случилось это в январе 2011 года. Моя московская тётушка возвращалась домой из храма после вечерней службы в Крещенский Сочельник с полными флягами богоявленской воды. В приподнятом праздничном настроении. Чудный снежный вечер. Поскользнулась на гололедице, упала и сломала руку.
|
28.12.2024
Отец Бранко служит в Земуне, в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Большую часть дня исповедует: людей приходит очень много. Иногда удается отдохнуть, побеседовать с прихожанами. Вроде бы шутит, однако, взглянув ему в глаза, понимаешь: юмор юмором, но есть вещи поважнее. Учиться главному в христианстве, вспомнить о нем не поздно даже во взрослом возрасте, и Бог использует все возможности для таких напоминаний, похоже. Вот и встреча с отцом Бранко, с виду таким веселым и беззаботным, из таких.
|
02.12.2024
Эту историю я услышал в памятную поездку на Святую Гору в декабре 2018 года. Мне тогда удалось посетить двух очень важных для меня греческих святых. Было такое ощущение, что они взяли меня за руку и провели всем этим путем от Афин до Святой Горы, помогая добраться до намеченных мест и посылая нужных людей на всем его продолжении. Посещение святого Нектария Эгинского, с которого началось мое странствие, было окружено какими-то маленькими неприметными чудесами...
|
|