Отмечая радостный праздник Входа Господня в Иерусалим, будем помнить события которые предшествовали этому торжественному моменту Евангельской истории, и те печальные дни, которые наступили затем. Ожидая земных утех и суетных приобретений мы как и жители Иерусалима 2000 лет назад, вполне способны не понять и отвергнуть дар Божий, ожидающий нас в Царствии Небесном. Будем внимательны к себе и к призыву Господа Иисуса Христа!
Слово на праздник Входа Господня в Иерусалим
Митрополит Иоанн (Вендланд)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Основой сегодняшнего торжества, называемого «Вход Господень в Иерусалим», является величайшее чудо, содеянное Господом нашим Иисусом Христом.
Это чудо – воскрешение Лазаря. Правда, и раньше Христос Спаситель воскрешал мертвых. Так, Он воскресил только что умершую дочь Иаира – девицу двенадцати лет. Затем Он воскресил сына вдовы из города Наина, который умер и которого уже обрядили на кладбище, Христос воскресил сына вдовы и утешил ее, сказавши: «Не плачь!»
Но с Лазарем чудо большее, потому что Лазарь уже был погребен и четыре дня находился в пещере уже доносился запах тления. Такого человека Христос Спаситель воскресил словом, сказав: «Лазарь, иди вон». И умерший вышел и оказался совершенно здоров.
Вот это величайшее чудо настолько потрясло народ, что люди ходили туда, в Вифанию, где жил Лазарь, чтобы посмотреть на воскрешенного. А когда Христос Спаситель направился со Своими учениками в Иерусалим, то Его встретили торжественно. Он сидел на ослице, и маленький осленок бежал рядом, и ученики сопровождали Господа, и это скромное шествие превратилось в торжественный вход, потому что множество народа стеклось, и народ постилал одежды свои по дороге, и срывал ветви финиковых пальм и постилал ему по пути, и множество голосов прославляли Господа. Святые Евангелисты приводят, вероятно, только некоторые их тех восклицаний, которые произносил народ: «Осанна Сыну Давидову» (Мф.21:9). Здесь «осанна» означает «Слава Сыну Давидову».
«Благословен грядущий во имя Господне… Осанна в вышних» (Мк.11:9-10). В этом месте «осанна» уже означает «Спасение», т. е. спасение в «вышних». Или еще другое восклицание: «Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!» (Мк.11:10). Или: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!» (Лк.19:38). Или: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев!» (Ин.12:13).Из этого всего множества голосов, из этих восклицаний, которые произносили взрослые и. в особенности дети, Христос принял только славословие детей. Он сказал: «Разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф.21:16). Потому, что только восклицание детей было совершенно бескорыстно и совершенно безошибочно. Они прославляли Господа именно как Господа, как чудотворца, как великого учителя, как Спасителя, как Сына Божия. А другие восклицали, имея в уме грядущее земное царство, и не знали, что Христос идет стяжать Себе Царство не от мира сего; то Царство, которое обладает и живыми и мертвыми. Ни одно земное царство не владеет мертвыми, а Христос пришел, чтобы спасти и тех и других, т. е. и мертвых и живых. И вот этот вход Господень в Иерусалим есть как бы предпразднество Святой Пасхи. Сейчас Он только на земле совершает этот торжественный вход, а затем, совершив величайший подвиг страдания, распятия, смерти и погребения, воскреснет из мертвых и скажет: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18). Это значит – власть и над живыми и над мертвыми. Поэтому и мы, совершая это праздник и веселясь, постараемся приобрести себе то искреннее детское чувство, которое мы все имели когда-то, когда были детьми, искренними, хорошими, когда в нас не было ни хитрости, ни лукавства и когда мы были совершенно преданы Господу. Постараемся вернуть себе это чувство и понять, что Христос Спаситель есть Господь и живых и мертвых, Спаситель и тех и других; т. е. для Него вообще нет мертвых, они не существую, перед ним все живы. Для Бога все живы. Он всех оживляет. И, получивши это чувств сознания великого подвига Господа Иисуса Христа, прославим Его и восхвалим Его в предстоящие великие, святые дни Страстной и Светлой седмицы. Аминь.
11 апреля 1982 года
https://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mitropolita-ioanna-vendlanda.shtml#ch_0_2_16