Сегодня день богатый на православные праздники: отмечается соборная память Бутовских святых, чтится благоверный князь Димитрий Донской и уроженец Вельска священномученик Николай Кулаков.
Как обычно в этот день - четвертую субботу по Пасхе - служится торжественная Патриаршая или архиерейская служба на Бутовском полигоне. Сегодняшнее богослужение под открыртым небом среди расстрельных рвов, в которых погребены мощи новомучеников и останки пострадавших в годы политических репрессий, возглавлял митрополит Крутицкий и Коломенский Павел.
Отчет о праздничном событии можно посмотреть здесь.
1 июня по новому стилю - день памяти святых благоверных князя Димитрия Донского и его супруги княгини Евдокии, в иночестве Ефросинии.
Житие благоверного князя и о его трудах на пользу Отечества рассказывается в видеоролике.
Также в этот день отмечается память священномученика Николая Кулакова.
Мы публикуем статью о священномученике, размещанную в оригинале на сайте собора Владимирской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге, где служил святой Николай Кулаков.
Священномученик Николай Кулаков (1876-1938)
Протоиерей Николай Кулаков служил в нашем Соборе в начале ХХ века, а сегодня икона с его ликом находится в нашем нижнем храме. Предлагаем Вашему вниманию небольшую статью о святом мученике, чье имя навсегда вписанов историю собораВладимирской иконы Божией Матери.
Николай Константинович Кулаков родился в 1876 году в городе Вельске Вологодской губернии в семье крестьянина Константина Кулакова. Окончив вельское двухклассное городское училище, он до 1912 года служил помощником бухгалтера в вологодском губернском земстве, а затем писарем. Его хорошо знал викарий Вологодской епархии, епископ Вельский Антоний (Быстров), который в 1912 году рукоположил его во священника к одному из вологодских храмов.
В 1913 году отец Николай был назначен служить в храм Митрофаньевского подворья в Санкт-Петербурге, одновременно исполняя обязанности секретаря архиепископа Вологодского Никона (Рождественского), члена Государственного совета и Святейшего Синода, жившего постоянно в Санкт-Петербурге. На подворье отец Николай служил до его закрытия во время гонений от безбожных властей.
Затем перешел во Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери), в котором прослужил вплоть до его закрытия в 1932 году.
Далее служил в Покровской церкви на Боровой улице.
Отец Николай вел активную церковную деятельность, совершал истово богослужения и воспитывал прихожан в духе Евангелия и трудов святых отцов, которые глубоко изучал. Он усердно поучал духовных детей в проповедях, которые, прежде чем говорить, составлял в письменном виде, чтобы духовные дети в случае его ареста могли вникать в учение Господне, как понимал его их духовный отец.
22 декабря 1933 года отец Николай был арестован и заключен в одну из ленинградских тюрем. Тогда же в городе были арестованы многие священнослужители и миряне.
В формулировке обвинительного заключения сотрудники ОГПУ написали: «В декабре 1933 года секретно-политическим отделом ОГПУ оперативно ликвидирована ленинградская церковно-монархическая организация… непосредственно руководимая закордонным белоэмигрантским церковно-политическим центром. Ставя своей конечной целью активное содействие иностранной интервенции для свержения советской власти, организация вела интенсивную контрреволюционную деятельность, заключавшуюся: … в подготовке террористического акта против тов. Сталина…в систематической антисоветской пропаганде и агитации, проводимой как с церковного амвона, так и путем массового распространения контрреволюционной литературы, авторами которой были отдельные руководящие члены организации…в создании подпольных «катакомбных» церквей, являвшихся местом концентрации наиболее озлобленного антисоветского элемента и служивших своеобразной демонстрацией протеста против политики советской власти. В руководящий состав организации входили классово, политически и идеологически враждебные пролетарской диктатуре элементы – бывшие профессора духовных академий, служители культа, бывшие офицеры, бывшая аристократия и буржуазия. Контрреволюционная деятельность организации шла в основном под прикрытием Церкви, используя ее легальные возможности для сплочения и объединения под видом религиозных формирований людей для контрреволюционных целей. По делу в качестве обвиняемых привлекается сто семьдесят пять человек».
На допросе отец Николай открыто изложил суть своих религиозных убеждений: «По своим политическим убеждениям, я считаю себя монархистом, – сказал он. – В вопросах религиозных я считаю себя идейным христианином, отдающим себя всецело делу единой Православной Церкви, вплоть до мученичества, когда это будет от меня требоваться. Мой долг – воспитать окружающих меня в вере, благочестии и нравственности в соответствии со священными канонами Российской Православной Церкви. В отношении моем к духовничеству я могу сказать, что этот момент я считаю для себя одним из серьезных… Всякая власть является законной, поскольку на ее стороне сила; в случае прихода белых и свержения советской власти сила очутится на стороне белых, и власть их, как более сильная, будет законной».
25 февраля 1934 года тройка ОГПУ приговорила отца Николая к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был отправлен в Севвостоклаг (Северо-Восточный исправительно-трудовой лагерь).
В феврале 1938 года снова был арестован в лагере, проходил по групповому делу «Дело архиепископа Онуфрия (Гагалюка) и др. Благовещенск, 1938г.» (дело о «противодействии церковным расколам»). Вместе с другими арестованными лицами духовенства был перевезен из лагеря в благовещенскую тюрьму.
На вопрос следователя, существует ли в лагере контрреволюционная группировка, возглавляемая архиепископом Онуфрием и епископом Антонием, в которую входит заключенное в лагере духовенство, отец Николай твердо заявил: «О существовании контрреволюционной группировки я не знаю. Антисоветской агитации никто не ведет. Я лично тоже антисоветской агитации не вел».
17 марта 1938 года тройка НКВД по Хабаровскому краю приговорила 15 церковнослужителей к расстрелу. Из показаний по делу: «Контрреволюционная деятельность указанной группировки выражается в том, что они… дезорганизуют производство. Кроме этого… открыто собираются группами в палатке и совершают религиозные обряды, поют молитвы…».
1 июня 1938 года по обвинению в создании контрреволюционной группировки среди заключенных были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле 14 церковнослужителей: архиепископ Онуфрий (Гагалюк), епископ Антоний (Панкеев), священники Ипполит Красновский, Митрофан Вильгельмский, Александр Ерошов, Михаил Дейнека, Николай Садовский, Василий Иванов, Николай Кулаков, Максим Богданов, Александр Саульский, Павел Попов, Георгий Богоявленский и псаломщик Михаил Вознесенский. Священник Павел Брянцев также был приговорен к расстрелу, но умер в лагере за две недели до исполнения приговора.
Протоиерей Николай Кулаков причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских (Церкви Русской) на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Имя священномученика Николая Кулакова внесено в список собора святых Архангельской митрополии и в собора святых Санкт-Петербургской митрополии.
В 2019 году в нижнем храме собора Владимирской иконы Божией Матери появилась новая икона. Образ священномученика Николая Кулакова был написан по заказу Приходского совета Собора и расположен в северном приделе нижнего храма.