по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила
165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
(921)672-26-24 (Алексей Казаков); (964)531-81-10 (священник Иннокентий Кулаков)
Календарь

Колонка редактора
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 2023 г.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным пасхальным посланием.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!









Новости прихода



Из истории праздника "Новый Год".


01.01.2011

Мы поздравляем всех с Новым годом, совершенно не задумываясь об относительности этого события. Время на Земле вещь циклическая, кругообразная как колесо, и мы, наблюдая смену дня и ночи, четырех сезонов - вновь возвращаемся к некоей точке, которую отметили для себя как начальную 365 дней назад. Этот переход в 366 день (или 367-е сутки в високосные годы) люди решили называть Новым годом.


Когда праздновать этот временной переход из прошлого в настоящее, жители планеты решали по-разному. Очень часто этот вход в новый сезонный цикл совмещали с началом возрождения природы. Поскольку древние цивилизации располагались существенно южнее широты, на которой располагается Пежма, то начало Нового года было приурочено к марту месяцу. Постановление считать Новый год с месяца "авив" (т.е. колосьев), соответствовавшего нашему марту встречается в законе Моисея, т.е в марте в Египте и Палестине уже колосья на злаках появляются. 
С этого же весеннего месяца отсчитывалось новолетие и у древних римлян, вспомним, что десятый месяц от старого новолетия называется как и сейчас - "декабрь" ("дека", по-латински - десять). В 45 г. до Рождества Христова Юлий Цезарь преобразовал календарь и изменил точку отсчета годичного цикла, постановив вести счет дням и месяцам новых лет от 1 января. Теперь этот календарь в честь утвердившего называется юлианским.  Уже тогда переходу в Новомый год придавали особый характер, поскольку месяц январь посвящался двуликому богу римлян Янусу, у которого вместо затылка еще одно лицо. Один лик Януса был якобы обращен назад к прошлому году, другой – вперед к новому. Праздник встречи нового года назывался «календы» (кстати от этого названия праздника, начиная со времен Юлия Цезаря, мы теперь все годичное расписание дней называем – календарь). Во время праздника люди украшали дома и дарили друг другу подарки. Вначале одаривали друг друга плодами, оклеенными позолотой, финиками и винными ягодами, затем медными монетами и даже ценными подарками (последнее практиковалось только среди богатых людей).


Отход от язычества и языческого праздника «календ» произошел при византийском императоре Константине Великом. Тогда на I Вселенском соборе в 325 году было принято решение исчислять Новый год 1 сентября. Это было сделано в память о двух событиях. Во-первых, в 313 году византийский император Константин Великий Миланским эдиктом законодательно даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. За год до этого, 1 сентября 312 года, император Константин разбил своего противника Максентия, увидев перед решающей битвой в небе Крест и слова «Сим победишь». После этой знаменательной победы прекратились гонения на христиан.


На Руси Новый год справляли и весной, и осенью. И только в 1492 году великий князь Иоанн Васильевич Третий окончательно утвердил постановление Московского Поместного собора считать за начало как церковного, так и гражданского года - 1 сентября. Помимо опоры на решение I Вселенского собора, учитывались и русские особенности государственного строительства. Поскольку к началу сентября заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне укладывали в закрома урожай, то сборщики податей могли начинать новый «финансовый» год со сбора новых налогов в казну: везде принимали дань, пошлины, различные оброки и т.д. Тем не менее, праздник проходил торжественно. Сам Царь накануне являлся в Кремль, где каждый, простолюдин или знатный боярин, в это время мог подходить к нему и искать непосредственно у него правды и милости. Первообразом той церковной церемонии, с какой проходило на Руси празднование сентябрьского новолетия, служило празднование его в Византии, откуда пришли к нам многие торжественные традиции.
Один из иностранных современников так описывает виденное им в России в 1636 году торжественное зрелище встречи Нового года: "На дворцовом дворе собралось более 20 тысяч человек старых и малых. Из церкви, стоящей с правой стороны у входа на площадь (речь идёт об Успенском соборе), вышел Патриарх со своим духовенством из 400 священников. Все в церковном облачении со множеством образов и с развёрнутыми старыми книгами. Его же Царское Величество, со своими государственными сановниками, боярами и князьями, шел с левой стороны площади.
Великий князь с непокрытою головой и Патриарх в епископской митре вышли одни из хода, подошли друг к другу и поцеловались в уста. Патриарх подал также Великому Князю поцеловать крест... Затем в длинной речи он произнёс благословление Его Царскому Величеству и всему народу и пожелал всем счастья на Новый год. Патриарх говорил так: "Дай, Господи! Вы, Царь Государь и Великий Князь, всея России Самодержец, здоров был со своею Государынею Царицею и Великою Княгинею, а нашею Великой Государынею, и со своими государевыми благородными чады, с царевичами и царевнами, и со своими государевы богомольцы, с преосвященными митрополиты и со архиепископы, и со епископы, и с архимандриты, и с игумны, и со всем священным собором, и с бояры, и с христолюбивым воинством, и с доброхоты, и со всеми православными христианы, здравствуй, Царь Государь, нынешний год и впредь идущий многие лета в род и во веки". Народ в подтверждение патриарших новогодних пожеланий громко кричал: "Аминь". Сырые, убогие, беззащитные и гонимые находились тут же в толпе с поднятыми вверх прошениями, которые они с плачем и рыданием повергали к стопам Великого Князя, прося у него милости, защиты и заступы. Прошения относились в царские покои.


Последний раз всенародно по старорусскому и византийскому счислению Новый год был отпразднован 1 сентября 1698 года. Пир проведён был шумно и бесшабашно. Устроил его для Царя Петра I и его семьи воевода Шеин, собравший невероятное множество бояр, гражданских и военных чиновников, а также большое число матросов. В этот день прямо на пиру резали бороды боярам, не пожелавшим сделать это заранее и самостоятельно. В общем, не очень благонравно посидели.

 
Через год с небольшим - "Лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах" - Пётр I коренным образом изменил летоисчисление, и способ празднования Нового года. В первый год 18 столетия – 1700, он уже приказал вести летоисчисление от Рождества Христова, отменив ранее принятое на Руси летоисчисление от дня сотворения мира. 
Конечно, в первую очередь, Царь Петр I ориентировался на голладцев, французов и немцев, однако в оправдание своих начинаний приводил следующие основания: "не только во многих Европейских и Христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашей церковью во всём согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его Великого Государя подданные черкасы (т.е. малороссы) и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, т.е. генваря 1 числа, а не от Создания мира, за многую рознь счисления в тех летах". Так и у нас в стране стали праздновать Новый год вслед за Рождеством Христовым, которое «возсия мирови свет разума» (тропарь Рождества Христова). Немецкий обычай украшать елку на Рождество Христово также принес в Россию Петр, ну а нам это не сложно, особенно в северных краях – елок хоть отбавляй, выбирай любую.


И праздновался так Новый год до 1918 года, пока большевистская власть не перенесла Новый год еще раз. Точка отсчета годичного круга вместе с переходом на европейский грегорианский календарь сдвинулась на 13 дней от принятого в дореволюционной России. Хорошо, что еще на латинский алфавит, вместо привычного кириллического не перешли, а такая мысль у Ленина и его «культурных» соратников была.


А затем, на несколько десятилетий, про Новый год совсем забыли или пытались забыть – пережиток старого прошлого, мещанская традиция. Но жизнь взяла свое, и с 1930-х годов Новый год в России, как и в Европе, и в других странах христианской традиции отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января. 
Но мы то знаем, что настоящий Новый год будет только после Рождественского поста, когда мы духовно и телесно старательно подготовимся и встретим вновь приходящего в мир младенца Иисуса в день Рождества Христова. Потом пройдет несколько дней и настанет старый русский Новый год.


Кстати, христиане-старообрядцы до сих пор ведут исчисление по-старому, от Сотворения мира. Для справки: наступающий вскоре 2011 год от Рождества Христова будет 7520 годом от Сотворения Мира.


При всех изменениях даты гражданского Нового года, даже при Петре I, начало церковного Нового года - Индикта оставалась  неизменной - по решению Вселенского собора – 1 сентября. Русская Православная Церковь эту дату всегда отмечает, да и дети и их старшие наставники чтят новый год - 1 сентября - называя его "началом Нового Учебного Года".


Как ни крути колесо времени, а начала и конца у него нет. Откуда начнешь отсчет, там и закончишь. Поэтому живите хорошо каждый день, делайте добрые дела, не ссорьтесь и благодарите за все Бога – это Он всему Начало.


С праздниками Вас дорогие друзья!

 





Фотоальбомы




Анонсы событий



5 мая - Пасха - Светлое Христово Воскресение.

С 6 по 12 мая - Светлая седмица.

14 мая - Радоница. Поминовение усопших.

 

МАЙ 2024 года.

6 мая - память великомученика Георгия Победоносца.

9 мая - День победы, память всех воинов за Веру и Отечество жизни свои положивших. 

14 мая - Иконы Божией Матери "Нечаянная Радость"

15 мая - Свт. Афанасия Великого, архиеп. АлександрийскогоПеренесение мощей блгвв. кнн. Бориса и Глеба

18 мая - Иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша"

19 мая - Прав. Иова Многострадального

21 мая - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова

22 мая - Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар

24 мая - Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских

25 мая - Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца

28 мая - Прп. Пахомия Великого

30 мая - Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской



КЦ "Высокуша"


30.04.2024
Жизнь катилась под откос. Обожаемая моя жена Анечка медленно сгорала от рака. Несмотря на несколько курсов химеотерапии пошли метастазы….
Кинопрокатная фирма, в которой я трудился, обанкротилась, и я оказался  без работы и без денег. Я начал пить, чем дальше, тем больше. Отец стал следить за тем, чтобы у меня в карманах было пусто. Тогда я стал воровать водку в магазинах. Однажды напился так, что упал, разбил себе лоб, не мог встать, и домой меня принесли два дворника таджика с криком: «Аллах Акбар!»
04.04.2024
Дорогие читатели и посетители нашего сайта, мы публикуем отрывки книги известного православного автора Ольги Рожневой о встречах в Оптиной пустыни, Шамординской обители и святых местах поблизости от нее. Они касаются и православной жизни в великий пост, и многих других сторон духовной жизни, и церковных событий. Полностью книгу можно посмотреть на портале Азбука Веры.
15.03.2024
Один батюшка-иеромонах поделился со мной историей. По необходимости своего служения ему было нужно встречаться с одним чиновником, человеком с непростым, тяжелым характером, к тому же далеким от Церкви. Каждая встреча с этим человеком была для него тяжелым нервным испытанием, после которого он еще не скоро мог прийти в мирное душевное состояние.


Все новости КЦ "Высокуша" >


(921)672-26-24 (Алексей Казаков); (964)531-81-10 (священник Иннокентий Кулаков)

165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
© 2024