Проповедь архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, сказанная 10 декабря 2010 года после Божественной Литургии в храме Свв. Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодня Православная Церковь отмечает праздник иконы Божией Матери «Знамение». Также в этот праздник иконы Божьей Матери Знамение мы вспоминаем мученическую кончину преподобномученика Кронида, архимандрита Радонежского с ним братии, пострадавшей здесь в годину лютую.
Во все времена, всегда находятся люди, которые могут все растолковать и все объяснить. Но на самом деле, до конца мы не можем осознать и понять то, что происходило и то, что происходит. Если мы действительно верующие люди, то свидетельством нашей веры, всегда будут слова: «Благословен Бог наш!» Единственное объяснение, единственное оправдание - все что происходит - это Господь. На Него мы возлагаем упование, на Него мы возлагаем надежду, в Нем наша сила и крепость.
Смерть это, наверное, самая большая реальность. Всего может не быть, но смерть будет точно у каждого человека. И наша жизнь, как бы мы к этому не относились, есть ничто иное, как только подготовка к нашей смерти. Но для христианина, для верующего человека, смерть не является уничтожением бытия: «смерть есть к жизни приближенье, к жизни той, где смерти нет». Вот эти слова вдохновляют нас, они дают нам силы. Если этого нет, если нет веры в это, то тогда все ужасно. Ужасно - умирает ли человек, расстрелянный и полуживым закопанный на Бутовском полигоне, или он умирает в роскошной больнице в таких же муках... Он все равно умирает. Но только тогда когда у человека была внутренняя правда, внутренняя сила, и он засвидетельствовал пред Богом свою верность Ему, тогда человек умирает с равной благодарностью и на больничной койке, и на автомобильной дороге, и на расстрельном полигоне.
Наша жизнь есть ничто иное, как испытание нас, по отношению к тому, что мы есть на самом деле. Люди, я имею в виду тех людей, у которых есть идеалы, есть принципы, они могут много декларировать. Но жизнь - она проверяет нас, насколько наши идеалы соответствуют нашей реальной жизни, и благословен человек, который подходит к смертной черте, благодаря Бога, и благословляя Его. Ведь так легко скатиться до слов: «это случайно, это нелепо, этого не может быть…» Но раз это есть, значит, мы должны с благодарностью это принять, если конечно, мы верующие люди. И в этом есть смысл.
Если привести такой пример. Вот есть в земле руда, она в земле, но нужно бросить эту землю в огонь. Именно в огне земля отделяется от железа, и железо становится железом, а все остальное шлаком. Так и жизненные испытания. Мы люди, в нас много шлака, но в ком-то есть немножко железа. И когда Господь нас бросает в горнило огненное, то там и проверяется есть ли в нас это железо. И благословен человек, в котором есть этот металл. Благословен человек, в котором есть душа живая, благодарящая Бога – и такой человек переходит от смерти к жизни. Бог проверил его, испытал его и нашел его достойным вечной жизни, достойным Себя.
И когда мы сожалеем и скорбим о тех, кто умирает, то мы должны различать, отличать тех, кто умер действительно не благословив Бога, а проклянув и себя, и своих мучителей - в нем не было того благословенного «вещества», которое наследует жизнь вечную. Тот же, кто увидел даже в палачах, которые стреляли в него руку Божию, и благословили Бога, и благословили своих мучителей, такие уподобились святым Божиим. Они воистину засвидетельствовали своей мученической блаженной благословенной кончиной вечную жизнь.
Но ведь это не только с ними. Каждый из нас стоит на пороге смерти. И даже если от кого-то смерть отстоит на сто лет, это очень мало, это очень быстро пройдет. Но есть ли такие люди, от кого смерть отстоит на сто лет? От кого-то она отстоит на несколько дней, на несколько месяцев, на несколько лет. Но она отстоит - и реальна. И мы должны внутренне быть готовыми к тому, что она наступит - и неизвестно когда, и неизвестно где. И если мы в минуту кончины возблагодарим Бога, благословим Бога, то благословенны мы будем, и уподобимся тем святым и праведным, которые совершили сей подвиг в жизни своей. Если же не совершим этого, если же не благословим Бога, значит, вера наша была не верой, а просто обманом, просто иллюзией, просто красивой выдумкой, и мы убеждали себя и окружающих, что мы таковые, не являясь таковыми на самом деле.
И сегодня в этот трагический день, когда мы вспоминаем, не только архимандрита Кронида, не только православных христиан, ведь здесь были расстреляны представители совершенно разных национальностей и разных вер. Здесь и православные, и католики, и баптисты, и евреи... - все здесь были расстреляны. И у Бога всего много. Помните, как в Евангелии Господь говорит: «есть и иные овцы, которые не двора Моего, и сих Мне подобает привести…»
И верю, что те, кто на этой границе между жизнью и смертью благословил Бога, и увидел в этом его высочайший промысел - благословен такой человек, и его Господь приведет в свои небесные обители. Тот же, даже если он был православным, но не увидел смысла в этом, а возроптал, вознегодовал, впал в уныние и отчаяние, потерял веру - несчастен такой человек. Потому, не будем осуждать людей, не будем прежде второго пришествия Христова судить людей, кто в какие обители попадет, и кто будет где. Мы этого не знаем. Нам Господь дал великий дар – дар покаяния и дар любви. И идя по жизни с покаянием, в покаянии и с любовью, и благодаря Бога за все, и готовя себя к тому, что мы должны также уйти из этой жизни. Да поможет нам Господь благословить Бога на той последней черте, которая отделяет нас от этой временной жизни к жизни вечной.
Я всех вас благодарю за святые молитвы. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн. И да возблагодарим Бога, открывшего нам великую тайну жизни и смерти. Смерти, которая ведет нас к жизни вечной. Аминь.