Архангельская и Холмогорская земля хранит память обо всех погибших и замученных здесь в годы советского лихолетья. Исследования, пролившие свет на многие трагические судьбы людей, пострадавших за веру Христову, начались еще при приснопамятном епископе Тихоне (Степанове), возглавлявшем Архангельскую и Холмогорскую кафедру в течение почти 15 последних лет. В декабре 2010 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви был назначен новый епископ Архангельский и Холмогорский Даниил (Доровских), ранее возглавлявший Южно-Сахалинскую и Курильскую епархию. Нашему корреспонденту удалось встретиться с владыкой Даниилом почти сразу по его прибытии в Архангельск.
– 13 февраля празднуется Собор новомучеников и исповедников Российских. Существует ли, на ваш взгляд, параллель между подвигом первых христианских мучеников и теми испытаниями, которые пришлось пережить нашему народу в XX веке?
– Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал еще в первой половине XIX в., что «нашему поколению не дано столько физических и духовных сил, сколько предыдущим». И, возможно, поэтому тот же самый подвиг – мученичество – зачтется страдальцам XX в. как во сто крат больший. Первые века христианства – время харизматическое, изобилующее множеством чудес, ощутимой благодатью, чего не скажешь о постреволюционном лихолетье. Но при этом в сердцах наших соотечественников продолжал обитать Христос. Их мученичество было полной самоотдачей без требования чудесных знамений. Нет никаких данных о том, чтобы мучителей поразила какая-то кара или вдруг притупилось орудие пыток... ничего подобного!
Святитель Афанасий (Сахаров) описал случай из их лагерной жизни: мучители взяли пилу и стали распиливать... одну игуменью. Она очень сильно кричала. Это не сюжет из жития, когда мученика терзают, а он спокоен, лишен под покровом благодати болевого синдрома. Нет, здесь человек претерпевал страшную боль. Все заключенные, по словам святителя, молились за нее. И она выдержала. Ситуация в начале XX в. была уже не первохристианская – другая и люди другие. А Христос тот же? Да, тот же. И все же подвиги новомучеников, я считаю, были более трудными, а оттого, возможно, и более ценными пред Богом.
– В XI в. митрополит Киевский Иларион написал произведение «Слово о Законе и Благодати». Закон – это Ветхий Завет, а Благодать – Новый. Можно ли сказать, что первые христиане жили более по Закону, а христиане XX в. через участие в установленных Церковью Таинствах имели возможность снискать благодать Божию?
– По благодати жили и живут все христиане. А первохристиане, судя по преданиям, просто «купались» в благодати. Это мы скорее живем больше по закону, но только уже по тому, который нам оставили как святоотеческий дар новозаветные святые, имевшие достоверный опыт снискания благодати. Мы живем по их святоотеческому руководству. А они жили более благодатно. Например, один святой как-то раз пошел на рынок купить себе продукты. А в то же самое время одному владыке, проживающему в этом городе Богом было открыто, что святой должен стать епископом, и владыка на рынок отправил за ним священнослужителей. Когда же они привели в храм святого, владыка тут же стал его рукополагать. Сегодня же вне литургии совершение этого Таинства невозможно. Мы живем по закону, а христиане-предшественники жили по благодати. Когда того святого рукоположили, он стал плакать, потому что не хотел быть епископом. И тогда правящий епископ сказал: «Ты меня вынуждаешь говорить то, чего я не должен говорить. Мне Господь сказал: иди на рынок, возьми его, но не говори для чего, чтоб он не убежал, приведи в храм и рукоположи его». Благодать раньше изобиловала, потому что сердца у людей, наверное, были чище.
– В Рождество по телевидению шел фильм «Поп», который в 2009 г. на Международном кинофестивале «Лучезарный Ангел» занял первое место. В картине есть такой момент, когда главный герой, отец Александр, отказывается отпевать убитых полицаев, в отношении которых фраза «…и со святыми упокой» – кощунство. На ваш взгляд, можно ли приравнять к подвигу жизнь священства Псковской миссии, или это было просто служение в определенных исторических обстоятельствах, в тисках власти – немецкой и советской...
– Подвиг – это всегда служение. И оценить его может только Бог. Так случилось, что мой отец жил в оккупации. Он рассказывал мне, что когда туда пришли красноармейцы, они сразу же расстреляли полицая, и лишь потом, с приходом партизан стало известно, что полицаем этот человек согласился стать по их просьбе, чтобы помогать им. Иной суд – человеческий, как говорил Сысой Великий, а иной суд Божий. Что у человека на сердце – это ведомо только Богу.
… В любом случае, не надо торопиться выносить суждения, предвосхищая тем самым Суд Божий. Часто под видом полицаев к немцам шли служить настоящие патриоты, которые постоянно рисковали жизнью, являясь на самом деле русскими разведчиками. А после войны их всех сослали в лагеря. На долю этих людей выпало столько скорби, что не нам, живущим в относительно благополучное и спокойное время, их судить. Те, кто по-настоящему служили немцам, вместе с ними и уехали из России. Я был в Германии в 1990 г. и встречал там бывших полицаев. Один из них мне признался: «Я стал полицаем, потому что расстреляли всю мою семью, а я к смерти тогда был еще не готов». Я ему сказал: «Представьте, что священнослужителя поставят перед выбором или ты прямо сейчас отречешься от Бога, или мы расстреляем твою семью. Что, по-вашему, делать священнослужителю? Пусть расстреливают семью?» Он от меня отшатнулся: «Что вы такое говорите!» А я ему привожу пример: «Вера, Надежда, Любовь и мать их София. На ее глазах мучили и убивали ее детей. Ей всего лишь надо было принести жертву языческим богам, и ее девочек оставили бы в живых. Но она осталась верна Христу и наставила дочерей вытерпеть все муки ради Христа. И мы ее за это прославляем. Потому что точно знаем, что эти маленькие мученицы – прямые наследники Царства Небесного».
11 января мы чтим память 14 000 убиенных Вифлеемских младенцев. Многих смущает вопрос: как Господь мог такое допустить? И почему Он вообще попускает войны, эпидемии и прочие несчастья? Это мы хотим уже тут, на земле, жить в раю. Но ведь мы лишились рая по собственной воле. Каждый человеческий грех привлекает противодействие. Против греха ополчаются даже силы природы, грешник – враг для любого зверя. А вот святых звери слушаются и почитают, так же, как они раньше преклонялись перед человеком – владыкой и царем всего сущего в раю. Служение Богу – вот истинный подвиг, в каких бы внешних обстоятельствах ни находился человек. Этот подвиг может быть скрыт от людей, но все тайное рано или поздно станет явным, пусть даже на Страшном Суде.
– Новообращенные люди, которые только приходят в Церковь, соприкасаясь с христианской историей, недоумевают. Они говорят: «Я хочу жить и радоваться со Христом, но я не хочу умирать за Христа». Что можно им ответить на это?
– Представьте себе, на фронт отправляют дивизию, а солдаты говорят: «Ну ладно, воевать-то мы будем, но умирать – нет! Пострелять чуть-чуть постреляем, потом баньку нам затопите, куда-нибудь на курорт отправьте, опять постреляем, а умирать не хотим». Вот так же и здесь. А христианство – это крестоношение. Христос, когда только родился, сразу оказался в смертельной опасности: Евангелие свидетельствует о гонениях на Него. А как закончили жизнь Его ближайшие сподвижники и апостолы? Мученически. Один Иоанн Богослов умер ненасильственной смертью, но и его преследовали, ссылали... А то, о чем вы говорите, – это все равно что хотеть стать олимпийским чемпионом, особо не напрягаясь. Даже в этой бренной жизни все высокое достигается большим трудом, потом и кровью. Что же говорить про Царствие Небесное? Все христиане – воины Христовы. При Крещении мы даем обет спасать свою душу. И каждодневно, даже ежеминутно сражаемся с дьяволом. И должны претерпеть эту брань до конца.
– Сейчас во многих епархиях активно действуют воскресные школы, в которых детям преподается история христианства, изучаются жития. Но мученические судьбы христиан могут напугать детей...
– Дети оказываются подчас смелее многих взрослых. И объясняется это тем, что до определенного возраста у человека не развит еще инстинкт самосохранения, который с возрастом только усиливается. Мне спецназовцы из группы «Альфа» рассказывали, что где-то после 35 лет непосредственно в операциях бывалые бойцы уже практически не участвуют, их переводят на руководящую работу. Когда я спросил почему, мне ответили, что к этому времени у человека усиленно начинает работать инстинкт самосохранения. Он уже не будет рисковать. То же самое относится и к водителям с многолетним стажем: с возрастом человек начинает бережнее относиться как к своей жизни, так и к жизни окружающих.
А у детей чуткая, не отрицающая жертвенности душа, им нужно рассказывать правду, и воспринято это будет правильно. Поэтому с детьми нужно просто общаться на понятном им языке. Хуже, если мы им чего-то не договорим, а потом они вырастут и упрекнут нас: что же вы нас не предупредили, мы этого не знали. Дети восприимчивее взрослых, им надо давать максимум необходимой информации.
– Соловки, как и Бутовский полигон, называют Русской Голгофой, а Архангельская земля исторически стала путем на эту Голгофу. Долгое время информация о Соловках была засекречена: монастырь из памяти вытравливали, про лагерь умалчивали...
– На русском Севере всегда жили люди с очень крепкой верой. Потому-то сюда и пришелся мощный удар атеизма, чтобы изничтожить дух. Северная земля обагрилась христианской кровью. Какие только эксперименты ни проводили здесь над людьми! Замораживали целые деревни: ставили пулеметы, и никого не выпускали. Отречешься от Бога – выходи, а нет – замерзай вместе с детьми!
Нам сейчас многое открывается, мы стараемся восстановить связь с теми, кто жил здесь до нас, протянуть нить духовного преемства. Как известно, сила любого дерева в его в корневой системе. И если в основании Церкви – подвиг мученичества, то воистину врата ада не одолеют Ее. Старая русская пословица, запрещенная, кстати, в советское время, гласит: «Той земле не устоять, где начнут обычаи ломать». Верно также и обратное: «Той земле долго стоять, где начнут обычаи возрождать». Если мы возродим былое благочестие, веру, дух православный, то никакой внешний враг не будет нам страшен.
– Каких недавно прославленных святых вы особенно почитаете?
– Лично мне очень дороги святители Лука (Войно-Ясенецкий), Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник. По-моему, нам особенно близки те святые, которые ближе от нас по времени и изъясняются на понятном нам языке. Почитая святых, важно находиться в постоянном молитвенном общении с ними. Со святыми связь осуществляется не посредством интернета, телефона или факса, она устанавливается в наших сердцах. Когда мы очищаем свое сердце, то оказываемся в контакте с Богом и с Его святыми. Мне нравятся слова Амвросия Оптинского: «Когда мы говорим «Вси святии, молите Бога о нас», то тогда все небо начинает за нас молиться Богу». Но важно и самому участвовать в этой протянутой сквозь века соборной молитве – так мы здесь еще при жизни приобщаемся к Церкви Небесной.
Беседовала Наталья Анциферова,
интервью опубликовано в журнале "Покров" №1/2011.
На сайте представлено с сокращениями.