Следует заметить, что Серафим (Чичагов) был одареннейшим человеком - храбрым офицером, добрым священником, талантливым музыкантом и композитором, искусным иконописцем, восстановителем монашеской жизни в запустевающих монастырях, церковным историком, написавшим летопись Серафимо-Дивеевской обители, которая стала основанием для прослвления преподобного Серафима Саровского. Как управляющий несколькими епархиями Русской Православной Церкви он заботился о возобновлении приходской жизни. И как мы уже упоминали выше - его медицинские исследования стали одной из существенных ступеней развития русской врачебной науки.
11 декабря 1937 года в возрасте 82 лет митрополит Серафим (Чичагов) был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.
Краткое житие священномученика Серафима (Чичагова) представлено на сайте "Православная беседа".
Святой священномучениче Серафиме моли Бога, даровати нам пост духовно полезный и укрепление в вере православной!
Священномученик Серафим Чичагов.
Слово о посте.
Возможно ли покаяние без поста? По мнению многих людей, покаяние не только возможно без поста, но должно быть в сердце человеческом независимо от принимаемой пищи, ибо между покаянием и постом нет ничего общего; пост влияет на плоть, а покаяние есть действие совести. Чувственный человек ни против чего не восстает так, как против святого поста, находя, что он противоречит здравым понятиям о человеческой природе, здоровье и требованиям нашей жизни на земле.
В действительности же покаяние без поста немыслимо. Хотя пост по наружности кажется законом для чрева, но, в сущности, он есть закон для ума и сердца. Чем это доказывается? Не только научными исследованиями, но и жизненным опытом человека, на котором основана и притча Христа Спасителя о блудном сыне. Пока блудный сын не стал лишать себя роскошной пищи, за неимением средств не начал питаться пищею животных, сердце его было - непреклонно, ум - мечтателен и весь он - нецеломудрен, ленив, уныл, тщеславен и горд. Только пост образумил его.
Невольно является желание спросить противников поста: признают ли они себя грешными, больными духом и телом, имеющими нужду в исцелении и истреблении страстей? Если никакая телесная болезнь не лечится пресыщением, то почему они не допускают, что такое же врачевание необходимо и душе? Не странно ли это противоречие? Ведь лечение всякой болезни начинается врачебной диетой без опасения, что таким изнурением тела увеличится недуг, но при церковном посте, употребляемом в отсутствии недуга, когда человек совершенно здоров, является боязнь вредно повлиять на телесные силы. Начало поста, каков бы он ни был, врачебный или церковный, всегда ослабляет тело, в этом и выражаются целебные силы поста. Не следует этого пугаться и от первого впечатления разочаровываться в пользе поста, необходимо быть терпеливым и продолжать врачевство по прошествии первых дней, когда чувствуется неудовлетворение и некоторое раздражение вследствие испытываемого лишения в обычной пище, тело начинает постепенно успокаиваться и оживать. Не удивительно, что и церковный пост, духовное врачевание, начинает свое действие, как выражаются святые отцы, ослаблением нашего ското-человека и раздражением организма, но затем вскоре смущение заменяется сердечным покаянием, довольством и бодростию.
Святой пост действует на восстановление сил, а не на упадок их, и это нетрудно доказать. Ведь тело наше есть искуснейшая машина, которая приводится в движение двумя способами: дыханием и питанием. Хотя дыхание действует непрестанно, однако же оно требует известной равномерности и также умеренности. Питание же при всем разнообразии своего состава необходимо человеческому организму в значительно меньшем количестве, чем принято его употреблять вообще, по привычке. Непрестанное питание причинило бы смерть, и это надо считать за указание самой природы на пост, как на средство к поддержанию здоровья. От многоядения расстраиваются органы питания, и порождается множество болезней, нарушающих кровообращение. Вследствие этого врачебная наука стремится, прежде всего, восстановить действия органов питания. Но как восстановить? Естественно, что для этого надо прекратить изнурительную работу органов, остановить употребление пищи. Не имея нового материала для работы, органы пищеварения истощают собственный запас, а также излишки, и кровь получает необходимую свободу в кровеносных сосудах. Жизненная сила пробуждается и начинает исправлять произошедшие повреждения. Таким образом, с научной точки зрения пост восстанавливает здоровье, а не разрушает его.
С духовной же точки зрения истинный пост состоит не только в воздержании от насыщения, ибо, чтобы примириться с Богом, недостаточно одного воздержания. Так как оправдание и помилование доставлены нам заслугами и крестной смертию Сына Божия, то и удовлетворить правде Божией за грехи свои можно лишь верою в заслуги и смерть Спасителя, упованием на помощь Божию и глубочайшим смирением. Все это добывается молитвою, самоиспытанием, сокрушением о грехах, слезами, мучениями совести, возненавидением греха, строжайшим постом, размышлениями и чтением Слова Божия. Как говорит святитель Василий Великий: «Истинный пост есть устранение от злых дел. Сколько отнимаете от плоти, столько придаете душе, чтобы сиять ей духовным здравием, потому что не телесными силами, но постоянством души и терпением в скорбях одерживается победа... Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить».
Адам в раю был более совершенным, чем мы, но, вообразив, что он может обойтись без поста, - погиб. «Как телесная пища утучняет тело, - учит святитель Иоанн Златоуст, - так пост укрепляет душу, сообщая ей легкий полет, делает ее способною подниматься на высоту, помышлять о горних и поставлять небесное выше удовольствий и приятностей жизни... Постися, потому что согрешил, постися, чтобы не грешить, постися, чтобы получить все доброе, постися, чтобы не потерять того, что имеешь!»
«Основа страстей - в плоти, - говорит другой святитель, - и без поста одолеть страсти было бы чудом, похожим на то, чтобы быть в огне и не обгореть». «Да и что такое пост, - учит святой Варсонофий, - как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей, по слову апостола: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12, 10).
Если порицатели поста и без него добродетельны, то пусть покажут силу и твердость на обуздание чувственных пожеланий! Если они и без поста - истинные христиане, то пусть докажут это покорностью распоряжениям Церкви Христовой! Если же вы, возлюбленные, желаете исполнять Уставы Церкви, но отказываетесь поститься по немощи, то старайтесь вникнуть в намерения Святой Церкви, ибо она не накладывает постом на кого-либо новой тяжести, а слагает со всех прежний, невыносимый гнет. Не можете поститься, сколько желали бы, поститесь, сколько можете, и, таким образом, сами увидите, что вы можете гораздо больше, нежели думаете.
Если же кто испытал достоинства поста, то следуйте примеру блудного сына, о котором нам читали ныне в Евангелии: «Придя же в себя, сказал: ...встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим, прими меня ...» (Лук. 15. 17-19).
Православный медицинский научно-просветительский Центр им. священномученика Серафима Чичагова
http://medprav.ru/news8/20101211.htm