15 марта Русской Православной Церковью установлено празднование иконы Божией Матери, именуемой «Державная». Эта икона занимает особое место в ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери. Обретенная уже в ХХ веке, она стала одной из главных святынь современной России. «Державная» икона явила себя русскому православному народу 2 (15) марта 1917 года, в тот день, когда произошло отречение от престола царя-мученика Николая II. Император Николай Александрович оставил трон, и скипетр из рук будущего святого страстотерпца Николая приняла сама Богоматерь.
Обретение иконы "Державная" было связано с чудом.
2 марта 1917 года крестьянка Евдокия Адрианова отправилась в село Коломенское в Вознесенскую церковь, которую она видела в двух сновидениях. На исповеди настоятелю храма отцу Николаю она рассказала, как во сне она слышала голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». После долгих поисков в чулане, на колокольне, в подвале они нашли большую узкую икону. Долго пришлось отмывать ее от вековой черноты, и явилась величественная Богородица на царском троне, в красной порфире, со скипетром и державой в руках.
Вскоре всю Россию облетело известие, что под Москвой появился новый необычный образ Пресвятой Богородицы. В Коломенское толпами стекались богомольцы. Спустя какое-то время Державная икона явила чудо обновления. Чтобы дать возможность всем желающим поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только в воскресные и праздничные дни.
Почитание обретенной в Коломенском иконы Божией Матери росло, вскоре во многих храмах были написаны списки с чудотворной иконы.
После явления образа в селе Коломенском Вознесенский женский монастырь в Москве по записям в своих книгах установил, что икона прежде принадлежала ему. Этот образ был написан в 18 веке и передан на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского перед нашествием Наполеона.
Обретение «Державной» произошло в том числе благодаря трудам митрополита Московского Тихона, который через некоторое время Поместным Собором Русской Церкви осенью 1917 года был возведен на Патриарший престол. Святитель и будущий исповедник Патриарх Всероссийский Тихон участвовал в написании акафиста «Державной» иконе Божией Матери..: «Видящи, Всенепорочная, с высоты небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Твоим во славе пребываеши, скорбь верных рабов Твоих, яко гневнаго ради Божия посещения вера Христова поругаема бывает нечестивым зловерием, благоволила еси явити нам икону Твою Державную, да вси христолюбивии люди усердно молятся пред нею, верно вопиюще Богу: Аллилуя» (акафист, кондак 2).
В период гонений «Державная» икона исчезла. Теперь установлено, что в 1928 году икону передали в Государственный Исторический музей, а там она попала в запасники и затерялась.
О новоявленной иконе помнили многие, особенно те, кто оказался за границами России, но сохраняли веру в Бога и Отечество. Покинувший Россию в годы гражданской войны Сергей Бехтеев в стихах выразил почитание новоявленной и ставшей ярким символом эпохи иконы Богородицы "Державная". Вот как он писал в 1934 году:
Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
"Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю".
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница...
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит.
Вера в Бога помогала Сергею Бехтееву выдержать все тяготы жизни. Уцелеть во время Первой Мировой войны, несмотря на ранение в голову. Не погибнуть в гражданскую, не сломиться, когда ему пришлось покинуть Россию. Уже там, за границей, одно время Сергей Бехтеев работал церковным старостой в храме «Державной Божией Матери» в Ницце. Благодаря его материальной поддержке и труду возведены два иконостаса в храмах: Державной Божией Матери и преподобного Серафима Саровского.
В1990 году икона "Державная" была вновь обретена. Ее перевезли в родное Коломенское и поместили в Казанскую церковь. Икона снова сама восстановилась.
По благословению настоятеля Пежемского Богоявленского храма игумена Антония (Яворского) одной из центральных икон будущего иконостаса Георгиевского придела будет образ Божией Матери «Державная».
Анна Святославская