О хранении доброго состояния
27.04.2011
Завершились Великий пост и Страстная неделя - время телесных и духовных подвигов, смирения своих страстей, благодушия. Мы празднуем Светлое Христово Воскресение. Наступило время радости, которое сопровождается весенним солнышком, теплом, пробуждением природы. Однако именно в это время часто мы сбиваемся с того доброго состояния ведущего нас к Богу, как бы разворачиваемся назад и теряем те крупицы благодати, собранные нами во время долгого и трудного поста. Архиепископ Сергиев-Посадский Феогност однажды сказал замечательные слова о молитве и хранении благодатного состояния, и хотя в этой проповеди речь идет в основном о хранении себя после соборной молитвы и Причастия, в полной мере все эти мысли владыки можно отнести и к нашему послепостовому состоянию.
Слово владыки Феогноста по окончании богослужения в храме Свв. новомучеников и исповедников Российских в Бутове (10.12.2010 года).
Сегодня мы молились в этом храме. И неважно, что нас окружает бревна плохо отесанные, или фрески 14 века, когда мы не восхищаемся иконами, а когда мы вместе объединены молитвой. И когда воистину чувствуешь сердцем своим, умом своим понимаешь, что вот оно обетование Христово: «там, где двое, трое соберутся во имя Мое, там и Я буду посреди вас». И очень важно в жизни помнить не только слова, не только мысли, а помнить состояния. Вот есть состояние молитвы. Вот мы молись сегодня. И вот кто может на 15 минут, кто на 20 минут, кто на 30 минут это состояние сохранить? А уже кто-то толкнул, кто-то обидел. Уже забыли то состояние, и пребываем уже в «новом», мирском, псевдоблагодатном. Но самое трудное - не получить благодать, благодать нам Господь дает обильно, а вот сохранить благодать, сохранить ровность вот эту. Я вспоминаю покойного патриарха Алексия II. Как он умел ровно хранить благодать. Как он всегда был ровен, благодушен, благословен. Какой у нас был добрый пример такого любвеобильного пастыря. То, что мы ходим в храм, молимся, причащаемся, это очень здорово, это очень важно. То что Бог дает нам такую же благодать как в первые века, в это мы верим и это опытно знаем. А вот как долго мы умеем хранить эту благодать нам и предъявляется. Какой у нас сосуд? Решето или все-таки глиняный, пускай скудельный, но все-таки глиняный? Глина, если она не треснутая, не пропускает содержимое. Так что братья и сестры, и вас прошу молиться за меня, и сам молюсь, чтобы Господь нас научил хранить благодать - от причастия до причастия, от службы до службы, чтобы мы были ровны, спокойны, умиротворены. Это будет лучшая проповедь. Потому что обаяние самого великого проповедника закончится, когда он закончил говорить. А вот обаяние человека, который может молчать и хранить благодать, оно на всю жизнь сохраняется. Когда мы видим, как в экстремальной ситуации, в ссоре, в ругани, человек воистину не сдерживает себя, а он молится. Мы думаем, да - какая у него силища, какой он благодатный. Вот к этому надо стремиться. А все остальное, что мы делаем, необходимо делать - и пост, и молитва, и бдения, и поклоны, все это очень здорово, все очень важно. Должен быть результат – благодать, благодатное пребывание, а благодатное состояние, как правило, выражается одним и тем же – мир. Но не безразличием, конечно. Есть люди безразличные, а есть люди мирные. Безразличие – это состояние ровности без любви, а мирные люди, мирное состояние – это состояние ровности с любовью. Дай Бог нам всем пребывать в этом мирном состоянии. Аминь.
|