по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила
165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
(921)672-26-24 (Алексей Казаков); (964)531-81-10 (священник Иннокентий Кулаков)
Календарь

Колонка редактора
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 2023 г.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным пасхальным посланием.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!









Новости прихода



Церковное новолетие


14.09.2011

Сегодня трудно сказать и в источниках выискать, почему в 1492 году русскими церковными иерархами и царем Иоанном III было принято решение, по которому и государство, и церковь стали новый год встречать первого сентября. По дням нынешним, гражданско-григорианским, это 14 сентября.

 

Почему на сентябрь? Да по образцу византийскому. Дело в том, что в год и от XV века давний, а именно в 312-ом император Константин I  Великий, нами в ранге равноапостольных почитаемый, именно в этот день – 1 сентября разбил своего основного соперника римского императора Максенция. Да и как было его не разбить, если именно этот Марк Аврелий Валерий Максенций всячески досаждал угрозами, набегами и неповиновением? Вину себе этот язычник-римлянин усугубил не только своей жестокостью и распутством, но и личным оскорблением. По его указанию, по всем городам римским, статуи византийского императора Константина Великого разбивали и уничтожали, что, естественно, никак не способствовало мирному сосуществованию.

Именно после этой первосентябрьской битвы, когда римские когорты были разбиты, а Максенций, спасаясь бегством, утонул в Тибре, Константин Великий и принял окончательное решение стать христианином.

Казалось бы византийское событие, причем столь давнее, имело лишь косвенное значение для  наших предков, но случайности и похожести лишь у мирских людей вес имеют, а у тех, кто себя крестным знамением осеняет, поклоны бьет, грехи свои на алтарь приносит и Христа причащается иначе все воспринимается. В конце XV века Русь окончательно избавилась от ига татарского, активно шло образование нового государства, и Новолетие, которое вместе с Церковью вводит и царь Иоанн III, как бы соединяет начало Византийской империи с русской.

Но дело все в том, что на Руси ничего не бывает с одной гранью и с единственной целью. Иностранцы, в какие бы века они к нам не приезжали, всегда удивляются, что у нас к любому делу и событию обязательно прикладывается непонятное определение «душа». Тем паче, не мог перенос столь важного события, как Новолетие, пройти лишь хронологически, ведь слово «год» для православного отнюдь не только календарное понятие. Весна – рождение; лето – расцвет; осень – увядание; зима – смерть. Скажете, что и у язычников так же? Так, да не так.

Осенью у нас крестьянин озимые сеет. Сколько бы не говорили ему, о грядущих вьюгах, льдах и метелях он уверен, что после смерти-зимы, обязательно будет возрождение весны. Уверенность верой определяется. Наш первый великий Праздник нового года – Рождество Богородицы. Рождается Та, из Которой произрастет великий Плод. Тот, кто исключит смерть из нашего бытия, дарует верующим в Него – лишь успение. Для того же, что бы без лишних страхов и болезней Рождества Христова дождаться, а весной расцеловать всех близких и далеких с радостным «Христос Воскресе», за Рождеством Девы идет утверждающий день Воздвиженья Креста Господня.

По-иному и быть не может. Ведь Константину Великому, именно во время битвы с Максенцием явился в небе Крест, на котором было начертано  Hoc signo vinces, что по церковно- славянски – «Сим знамением победиши». И уверовал царь византийский, и победил, и принял христианство, и стал Великим.

Как видим Православное Новолетие начинается утверждением нашей будущности (Рождество Богородицы - 8 ст.ст./ 21н.ст. сентября) и укреплением сил (Воздвиженье Креста Господня - 14/27 сентября).

Есть еще одна особенность первых дней Новолетия. Во второй день после Рождества Богородицы мы поминаем и славим родителей Ее, а значит и всех родителей наших. Праздник Богоотец Иоакима и Анны утверждает не только то, что Богу возможно все, но и говорит, что нет зимних (смертных) дней для тех, кто в любви пребывает, кто надежды не теряет.

Так что были объективные причины у наших предков 500 лет назад Новый год с марта на сентябрь перенести. Слишком многое в этот девятый месяц определяется.

Вот только с понятием «душа» у наших соотечественников всегда рядышком слово «искушение» пребывает. Да и диковинного на Руси всегда предостаточно было. А как по-иному назвать то, что 1699 год у нас продолжался ровно четыре месяца? На каждое время года по месяцу. Чудеса? Нет. Искушение.

Перенес Петр I Новый год на 1 января. Поддался уговорам, прервал пост Рождественский гуляньем непотребным. Да не согласилась Церковь Русская с этим переносом и берет начало год церковный именно тогда, когда над Константином Великим разверзлось небо и воссиял Крест со знамением.

 

В день начала Нового церковного года читают во всех храмах наших Евангелие от Луки, где Господь желает нам лета благоприятного и которое повествует о начале открытого служения Христа Спасителя после Его крещения и искушения от диавола. Служение это берет свое начало в сентябре….Не замирает жизнь в месяцы увядания осеннего и хотя «на нивах шум работ умолк», мы точно знаем о том, что воскреснет земля зеленью весны и принесет золотые плоды в лето новое.

 

С Новым Годом!

 

По статье прот. Александра Авдюгина "Апокалипсис и новолетие"

http://www.pravmir.ru/apokalipsis-i-novoletie/





Фотоальбомы




Анонсы событий



5 мая - Пасха - Светлое Христово Воскресение.

С 6 по 12 мая - Светлая седмица.

14 мая - Радоница. Поминовение усопших.

 

МАЙ 2024 года.

6 мая - память великомученика Георгия Победоносца.

9 мая - День победы, память всех воинов за Веру и Отечество жизни свои положивших. 

14 мая - Иконы Божией Матери "Нечаянная Радость"

15 мая - Свт. Афанасия Великого, архиеп. АлександрийскогоПеренесение мощей блгвв. кнн. Бориса и Глеба

18 мая - Иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша"

19 мая - Прав. Иова Многострадального

21 мая - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова

22 мая - Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар

24 мая - Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских

25 мая - Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца

28 мая - Прп. Пахомия Великого

30 мая - Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской



КЦ "Высокуша"


30.04.2024
Жизнь катилась под откос. Обожаемая моя жена Анечка медленно сгорала от рака. Несмотря на несколько курсов химеотерапии пошли метастазы….
Кинопрокатная фирма, в которой я трудился, обанкротилась, и я оказался  без работы и без денег. Я начал пить, чем дальше, тем больше. Отец стал следить за тем, чтобы у меня в карманах было пусто. Тогда я стал воровать водку в магазинах. Однажды напился так, что упал, разбил себе лоб, не мог встать, и домой меня принесли два дворника таджика с криком: «Аллах Акбар!»
04.04.2024
Дорогие читатели и посетители нашего сайта, мы публикуем отрывки книги известного православного автора Ольги Рожневой о встречах в Оптиной пустыни, Шамординской обители и святых местах поблизости от нее. Они касаются и православной жизни в великий пост, и многих других сторон духовной жизни, и церковных событий. Полностью книгу можно посмотреть на портале Азбука Веры.
15.03.2024
Один батюшка-иеромонах поделился со мной историей. По необходимости своего служения ему было нужно встречаться с одним чиновником, человеком с непростым, тяжелым характером, к тому же далеким от Церкви. Каждая встреча с этим человеком была для него тяжелым нервным испытанием, после которого он еще не скоро мог прийти в мирное душевное состояние.


Все новости КЦ "Высокуша" >


(921)672-26-24 (Алексей Казаков); (964)531-81-10 (священник Иннокентий Кулаков)

165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
© 2024