Вчера и сегодня православная церковь поочередно отмечает память двух святых, которые должны быть известны всем, кто хотя бы называет себя христианином – это святой Иоанн Богослов – один из апостолов, составивший повествование Евангелия, которое так и называется Евангелие от Иоанна, и любимый на Руси и во всем мире святитель Николай Чудотворец.
Об этих угодниках Божиих написано и пересказано множество правдивых, а иногда просто удивительных историй.
Апостолом любви называют Иоанна Богослова. В его изложении события земной жизни Иисуса Христа пронизаны Божиим призывом: «Как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга» (Ин. 13:34–35). Глубочайшими по философскому смыслу восприятия существования Бога-Троицы звучат начальные предложения Благовествования от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.» (Ин. 1:1-5) Он названый любимым учеником Спасителя, единственный из всех апостолов Христовых, кто стоял у Голгофского Креста в день распятия Сына Божия, и видел и сквозь свое сердце пронес боль и скорбь Его крестных страданий. И это ему Спаситель завещал заботу о Своей земной матери – Пресвятой Богородице. И в Ее лице молитвенную помощь всем усыновленным через Богородицу последователям Христа.
Может быть поэтому, Иоанн единственный из апостолов, кто хотя и претерпел страдания и ссылки не был убит язычниками или иудеями, прожив много лет в городе Ефесе в Малой Азии (ныне это поселочек в окрестностях турецкого города Измира), он ушел из земной жизни, спокойно простившись со своими многочисленными учениками. Таинственные события его кончины и исчезновения тела из могилы дают повод предполагать некоторым святым отцам, что Иоанн Богослов, как и пророки Енох и Илия, как владычица наша Богородица, был взят на Небо живым. Но об этом мы узнаем позже, когда вступят в последнюю фазу пророческие слова апостола Иоанна, переданные нам в Апокалипсисе – Откровении о судьбах мира и Церкви. Вся христианская Церковь глубоко чтит апостола Иоанна, как тайнозрителя Божиего промысла. На иконах и фресках святой Иоанн Богослов изображается с орлом, как символом высокого парения его боговедения.
Святитель Николай жил и служил Богу и людям не так далеко от места, где провел последние годы своей жизни апостол Иоанн. От Эфеса до Мир Ликийских (которые также сейчас превратились в турецкую деревню) около 400 км. По нашим российским меркам практически рядом. И временное расстояние между двумя святыми угодившими Богу своей жизнью не такое большое 150-200 лет.
Также как и ученик Христов Иоанн, святитель Николай за исповедание веры в Воскресшего Христа претерпел мучения и тюрьму, холод и голод. Но при этом своей пылкой любви к людям не потерял. Став епископом города, он остался скромным и отзывчивым перед простыми людьми, строгим и властным с князьями и богачами, и еще более грозным с исказителями Православной веры – еретиками и богохульниками. И сейчас самым отзывчивым на всякие житейские и духовные просьбы, среди святых по всей вселенной просиявших, 9 из 10 христиан назовут святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Он помощник от бурь на море и суше, защитник на суде оклеветанных и слабых, податель благ нищим и убогим. Напомним, что в его честь освящен северный и единственный действующий престол в Пежемском Богоявленском храме.
Следуя один за другим, праздники двух святых, наводят на несложное размышление о цепочке последователей Христа передающих заповедь о любви из уст в уста, от поколения к поколению.
Апостолом любви Божией называют Иоанна Богослова. Наверное, его духовным внуком или правнуком, исполнившим эту заповедь в своей жизни, вполне можно именовать святителя Николая Чудотворца. Жили-то они в относительной близости друг от друга. Пути малоазийских учеников Иоанна Богослова могли пересекаться с дорогами предков Николая Мирликийского на торговых площадях, на улицах городов и конечно в храмах.
Один начинал сеять слово Благой жизни и любви в мире, когда последователей Христа было несколько сотен, другой стал соучастником торжества, победы Бога-Слова на I Вселенском Соборе при Святом императоре Константине, и тогда число приверженцев христианства исчислялось сотнями тысяч.
Так и сейчас главные заповеди о любви к Богу и любви к ближнему, должны передаваться от матери к сыну, от него к внукам, захватывая родных и близких, расширяясь и увеличиваясь…
Грустно, что иногда эти добрые цепочки обрываются по разным житейским причинам. Давайте постараемся сохранить преемственность христианской жизни почитания Бога и братской любви.
Господь Иисус Христос, молитвами святых апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Николая Мирликийского Чудотворца обязательно нам в этом поможет.