по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила
165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
(921)672-26-24 (Алексей Казаков); (964)531-81-10 (священник Иннокентий Кулаков)
Календарь

Колонка редактора
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на праздничной службе в г. Салехарде.
21 сентября 2024 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новопостроенном Преображенском соборе Салехарда. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь о материальных и духовных ценностях нашей страны.








Новости прихода



Преображение Господне


19.08.2013

Преображение Господне. Фрагмент росписи северо-восточного паруса Храма Христа Спасителя. Автор воссоздания В.А. Бакшаев. 

Праздник Преображения Господня отмечается Православной Церковью начиная с IV века, со времени построения св. равноап. Еленой на горе Фавор храма, посвященного этому событию. В русской народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом, т.к. его справляют одновременно с поспеванием яблок. На Руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным.

Тропарь, глас 7:

Преобразился еси на горе Христе Боже,
 показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху:
 да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный,
 молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак, глас 7:

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша:
 да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное,
 мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние.

 

Слово на Преображение Господне

Мы почти заканчиваем годовой круг богослужения; остается только один великий праздник церковного года - Успение Пресвятой Богородицы, после которого мы войдем в начало нового богослужебного круга.

И вот, в эти последние дни, после Пасхи, Вознесения и Пятидесятницы, Святая Церковь неожиданно приводит нас на Фаворскую гору. Казалось бы, такой порядок праздников не соответствует последовательности евангельских событий, потому нам прежде всего необходимо уяснить себе смысл предлагаемой Церковью последовательности праздников.

Нам следует понять, почему нас, получивших обновление Святого Духа в день Пятидесятницы и собирающихся погребать первую Христианку - Божию Матерь, Церковь снова приводит на гору Преображения.

Мы знаем, что Преображение Господне произошло за сорок дней до Его крестных страданий, поэтому, если исходить из хронологической последовательности евангельских событий, мы должны были бы праздновать его в первые дни Великого поста. Святые отцы, творцы богослужебного устава, нашли неуместным совершать этот великий и радостный праздник в дни, посвященные сугубому покаянию и сетованию о грехах, и перенесли его на другое, более подходящее время.

Впрочем, в Постной Триоди мы находим указание на место, которое должен был бы занимать здесь праздник Преображения Господня. Это - Неделя о Фаворском Свете, второе воскресение поста, когда святая Церковь прославляет память одного из великих подвижников и учителей духовного делания - святого Григория Паламы, который учил, что через очищение сердца, хранение ума и постоянную молитву Иисусову мы можем еще здесь на земле увидать тот несозданный Божественный Свет, который озарил апостолов на Фаворе.

Есть однако же и другая причина такой последовательности установления праздников. Возведя нас в эти последние дни церковного года на гору Преображения, Святая Церковь напоминает нам о том, что для нас, христиан, существует только один путь - путь преображения своей души. Нам особенно необходимо постоянно помнить об этом, так как для многих из нас христианство перестало быть делом опыта и стало исключительно "словесным" делом.

Поэтому нам важно вспомнить грозные слова преподобного Макария Египетского: "Иное дело рассуждать о трапезе, и иное - насытиться ею". К сожалению, для нас, которые сделали христианство привременным мечтанием и "мирским пристрастием", и эти слова могут остаться только словами. Ибо многие вместо того, чтобы следовать учению святых отцов, надмеваются умом, гордясь своим знанием святоотеческой литературы.

Что же значит это преображение души, о котором говорит сегодняшний праздник, и для чего святая Церковь приглашает нас вместе с апостолами на гору Фаворскую?

Вспомним, каково было состояние апостолов, вместе с Христом взошедших на гору Преображения. Когда Петр, Иаков и Иоанн были на горе Фаворской, то они, как говорят святые отцы, почувствовали, что уже получили все. Ведь они увидели тогда, что человек есть венец творения и через его преображенную душу преображается вся природа. Пораженные этим состоянием, они подумали, что уже достигли совершенства, и Петр сказал: Хорошо нам здесь быть (Мф. 17:4), ибо уже довольно нам, мы имеем все.

На самом деле Петр, Иаков и Иоанн имели в то время лишь малую предварительную часть той благодати, которую они получили впоследствии.

То же самое бывает и с нами: многие из нас, когда впервые подошли к Господу, имели состояние, подобное апостолам на Фаворе. Вспомните, что переживали вы, когда в первый раз получили ответ на ваши искания и молитвы. Вы почувствовали, что вам легко-легко и ничего больше не надо. Это радостное, но вместе с тем и опасное состояние. Святые отцы говорят, что сокровище духовное открывается по мере искания. Господь не сказал "постучите, и вам откроют", но сказал: стучите, просите. Духовная жизнь есть постоянное, вечное искание. Если этого нет, то случается то же, что случилось с апостолами, которые спали и на горе Фаворской, и в саду Гефсиманском.

Святые отцы учат, что полученная человеком в начале его духовного пути благодать потом как бы отходит от него для того, чтобы он сам шел к ней. И тогда она вновь возвращается к нему в еще большем изобилии, чем раньше. Мы должны это помнить. Церковь призывает нас всегда искать изобилия благодати, а не к тому, чтобы, получив малую благодать, успокоиться.

Святой Иоанн Лествичник говорит: "Некоторые, имея намерение пуститься в дальнейший путь и вопросивши людей, знающих путь сей, услышали от них, что это путь прямой, гладкий и безопасный; и услышав это, скоро расслабели в путешествии своем и на середине пути потерпели бедствие; а другие возвратились назад от того, что не приготовили себя к скорбям".

Приходится и нам часто слышать: в Церкви все легко, в Церкви безопасно. Говорящие так забывают о том, что Тот, Кто сказал: Бремя Мое легко есть (Мф. 11:30), сказал также: Входите тесными вратами... тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф. 7:13-14) и в мире скорбни будете (Ин. 16:33).

Подвижники говорят, что путь духовной жизни, с одной стороны, есть путь прямой и гладкий, с другой же стороны, это тесный и тернистый путь, который только по мере делания становится легким и прямым для христианина. Нам нужно помнить, что люди, идущие этим путем, часто ослабевают и возвращаются вспять. Поэтому нам надо готовить себя к скорби. Вспомним об апостоле Петре, в жизни которого после Фавора было отречение.

И сегодня, если мы пришли сюда не только для того, чтобы послушать те или иные песнопения, но чтобы прикоснуться к горе Фаворской, мы должны помнить: многие подвижники, уже преобразившиеся, падали снова, как, например, Иоанн Постник. Но теми, кто неуклонно шел претрудным путем духовного делания, все эти опасности были преодолеваемы, и они снова восходили на гору духовного преображения.

Богочеловек, преобразив плоть Свою, преобразил и одежды Свои, и потому святые подвижники, преобразившись сами душою и телом, входили в общение со всей тварью и преображали ее. И преображенная через соприкосновение с ними тварь служила им. Так было с преподобным Герасимом, подвизавшимся на Иордане, со многими египетскими подвижниками и с нашими русскими святыми - преподобными Сергием Радонежским и Серафимом Саровским. Условия преображения одни и те же и для апостолов, и для великих подвижников, и для нас.

Поэтому будем учиться у них пути духовного делания, будем помнить, что не должно довольствоваться малым, что мы уже получили от Господа, потому что она может быть отнято от нас.

Вместе со святыми апостолами, святыми отцами и подвижниками будем постоянно стучаться и искать, будем преодолевать все трудности и непрестанно просить об умножении благодати. И тогда, по мере делания нашего, будет и в нас открываться благодать, уже не предварительная, но истинная, и мы взойдем на гору Фаворскую. Аминь.

Священномученик Сергий (Мечев)





Фотоальбомы




Анонсы событий



1   ноября - Мч. Уара и с ним пострадавших. Собор Архангельских святых.

4   ноября  - Празднование Казанской иконе Божией Матери

5   ноября  - Димитриевская родительская суббота. Поминовение усопших. Апостола Иакова, брата Господня.

6   ноября  - Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

8   ноября  - Вмч. Димитрия Солунского

9   ноября  - Прп. Нестора Летописца

10 ноября  - Прп. Иова, игумена Почаевского. Свт. Димитрия, митр. Ростовского

11 ноября  - Прмц. Анастасии Римляныни

14 ноября  - Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их

18 ноября  - День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского

21 ноября  - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

22 ноября  - Иконы Божией Матери «Скоропослушница»

26 ноября  - День памяти святителя  Иоанна Златоуста

27 ноября  - Апостола Филиппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноября  - Начало Рождественского поста

29 ноября  - Апостола и евангелиста Матфея

30 ноября  - Свт. Григория чудотворца, еп. Неокесарийского



КЦ "Высокуша"


03.10.2024

Смирение – одна из важнейших христианских добродетелей. Когда я только шла к вере и воцерковлялась, мне казалось, что это качество – от слабости, от нежелания и неумения бороться, сопротивляться, отвечать на несправедливость.

И только несколько реальных историй заставили понять сердцем и принять, что сила – в смирении, в умении принять волю Божию, в вере в милость Господа.

17.09.2024
Девушка в ужасе бежала по кладбищу. Ноги в туфлях на высоких каблуках спотыкались о кочки старых грунтовых дорожек. Она была одета совсем не под стать окружающему пейзажу из крестов и могильных надгробий. Дорога казалась бесконечной, хотя старое сельское кладбище было не очень большим. Вот наконец из-за деревьев показались церковь и калитка.
24.08.2024

Мы многократно отмечали, что нашу страну захватила эпидемия сквернословия. И если 15-20 лет назад люди стеснялись употреблять в общественном пространстве матерные, нецензурные и просто оскорбительные слова, то теперь эта гадость льется повсеместно. Печально, что нынешние русские проклинают себя и дома в семейной обстановке, и с экранов телевизоров, и на страницах блогов и видеосайтов. До добра это не доведет, ни лично матершинников, ни нашу Родину.

 



Все новости КЦ "Высокуша" >


(921)672-26-24 (Алексей Казаков); (964)531-81-10 (священник Иннокентий Кулаков)

165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
© 2024