В 4-ю Неделю поста этого года в церковном календаре собрались несколько праздников важных для Церкви. Это и память преподобного Иоанна Лествичника - учителя монашествующих и мирян в деле умеренности и движения к совершенству. И праздник 40 мучеников Севастийских - подвигом доказавших верность Христу и получивших Венцы Нетленные от Господа. Это и память новых мучеников Бутовских, исповедавших свою Веру до смертного конца совсем недавно менее 100 лет назад.
Однако все эти события связываются воедино Евангельским чтением положенным на этот день Великого поста. Евангелие от Марка повествует о исцелении бесноватого отрока, которого привели сначала к ученикам Иисусовым, а потом после их неспособности избавить юношу от страданий к самому Христу.
Слова сказанные Спасителем отцу болящего молодого человека пронзительны и обращены в будущее - к нам слабым и маловерным. Именно таким исповедовал себя отец больного - "Верую Господи, помоги моему неверию". - Он готов верить, но понимая свою слабость в Вере - просит укрепить эту основополагающую для каждого христианина черту личности.
И также важны пояснения которые Господь дал учеником Своим - "сей род изгоняется только постом и молитвой". Время поста продолжается - пост и молитва не должны отсутупать от нас, а мы от этих образующих деланий православного христианина.
Этому учит нас Иоанн Лествичник, это - фундамент подвига мучеников Севастийских и новых мучеников Бутовских, это - пример и назидание для нас грешных - путь укрепления нашей Веры.
Мы публикуем Евангельский отрывок и проповедь сказанную в этот день о.Сергием в г.Королеве Московской области.
Евангелие от Марка гл.9. ст. 17-31.
17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;
22 и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.
24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
28 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.
31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.
Верую Господи, помоги моему неверию!
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Евангелие от Марка, отрывок из которого мы читали сегодня на литургии, заканчивается словами, каковые, если отнести их на счёт современных христиан, способны ввергнуть в отчаяние каждого из нас: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк.16.16-18). Мы все, собравшиеся сегодня в храме, уверовали в нашего Бога и потому – крестились. Но при этом никто из нас, находясь в здравом уме и твёрдой памяти, не рискнёт выпить нечто смертоносное или, скажем, без содрогания взять в руки ядовитую змею. Во-первых, потому что мы знаем, что даже человеку, наделённому чрезвычайными Дарами Святого Духа не следует делать того, что запретил Самому Себе Сын Человеческий: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4.7), – сказал Он диаволу в ответ на предложение броситься в бездну. А во-вторых, как и отец бесноватого отрока, каждый из нас знает приблизительную цену своей вере. Однако в отличие от этого сражённого горем человека мы просим у Бога чего угодно: здоровья, силы, покоя, процветания – только не умножения веры, ибо догадываемся, что умножившаяся вера потребует от нас умножения подвига, а не умножения оваций по поводу блистательного проявления наших новых талантов.
Недаром рассказ об исцелении беснующегося подростка заканчивается предсказанием о Голгофе: «Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет» (Мк.9.31). То есть «возложат руки на больных» так, что те «будут здоровы», не для того, чтобы прослыть среди людей выдающимися врачами, а для того, чтобы укрепиться в вере самим, для того, чтобы не дрогнуть в решающий час, когда «преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Лк.21.16,17).
Мы как-то всё время забываем, что чудеса, совершённые Спасителем, ценны не сами по себе, а только как знак и обещание «будущего века». Точно так же как воскрешение из мёртвых дочери Иаира и сына вдовы Наинской – не просто частное, хоть и чудесное, событие, но икона, образ того всемирного Воскресения, которое воспоследует, когда «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут» (Фес.4.16). Если в повседневной жизни своей не учитывать этого, если в поисках чудесных событий забыть о том, для чего Бог в каждом конкретном случае отменяет законы природы, тогда легко можно стать добычей антихриста, про которого известно, что он «творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами… он обольщает живущих на земле» (Откр.13.13,14).
Телесное здоровье важно опять-таки не само по себе, но лишь как условие успешных духовных и физических трудов, как всего лишь обстоятельство подвига, а не самоцель. В молитве святому великомученику и целителю Пантелеимону, к предстательству и заступничеству которого православные прибегают во время тяжёлых телесных и душевных недугов, болящий так прямо и говорит: «…исцели меня; да здрав сый душею и телом, остаток дней моих, благодатию Божиею, возмогу провести в покаянии и угождении Богу»!
Встреча с отцом отрока, одержимого бесом, произошла как раз в то время, когда Господь в сопровождении Петра, Иакова и Иоанна спускался с Фавора, где эти трое избранных апостолов были свидетелями дивного Преображения Спасителя. Недаром в кондаке праздника святая Церковь поёт: «…славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное». Господь чудом Преображения умножает веру апостолов для того, чтобы и они могли «пить чашу» и «креститься крещением» Сына Человеческого (Мк.10.38), чтобы они, как и Он вскоре, смогли понести крест свой, чтобы они, как и мы, поскольку мы христиане, смогли выдержать то, о чём мы только что читали в Евангелии от Матфея: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф.5.11,12).
Умножь в нас веру, Господи! Умножь в нас веру, но не для того, чтобы изумлять ею окружающих, а для того, чтобы во время искушения устоять в правде и не поддаться на соблазны. Умножь в нас веру, Господи, помоги нашему неверию, исцели смятенный разум и беснующуюся душу, которая покушается ввергнуть нас в огонь страстей и воды отчаяния в спасении! Помоги, Господи, нашему неверию, да пройдём мужественно и радостно поприще поста, да пребудем в верности Тебе и в страшные мгновения Голгофы, чтобы, «уразумев вольное страдание», не только словом, но и самой жизнью проповедать сиротствующему миру Свет Воскресения. Аминь.
14 апреля 2002 г.
Священник Сергий Ганьковский