Как известно из церковной летописи, в 1902-1909 годах одним из священников Пежемского храма служил о. Николай Петровский. Попытаемся восставить его жизненный путь с помощью статьи «Памяти священника Николая Петровского», опубликованной в Вологодских Епархиальных ведомостях в 1909 году (Прибавления, № 17), автором которой был священник Успенского собора в Верховажье, местный писатель, педагог и краевед Алексей Сергеевич Беляев, а также документов, хранящихся в Государственном архиве Вологодской области (ГАВО).
Николай Петрович Петровский родился 16 ноября 1871 года в небогатой и многочисленной семье псаломщика Верховажского Успенского собора. Бедность не позволила старшим братьям Николая получить хорошее образования, но его отец и братья приложили все силы, чтобы самый младший – Николай смог учиться. Закончив Устюжское духовное училище и, в 1892 году, Вологодскую духовную семинарию, в 20 лет Николай был определен на должность псаломщика к Верховажскому собору, на место своего отца, по старости вышедшего за штат. В 1895-1899 годах служил законоучителем Верховажского женского приходского училища, в 1897 году принимал участие в первой всеобщей переписи населения, за что был награжден медалью.
Его путь к священству складывался непросто. Мы видим, что о. Николай, закончив духовную семинарию, около 7 лет служил псаломщиком. За этими внешними обстоятельствами жизни скрывается духовный путь человека, сознательно и ответственно избравшего священнический путь. Его друг священник Алексей Беляев пишет: «Надо заметить, что Н.П. поступил во псаломщики главным образом уступая желанию родителей, для поддержания семейства. О духовной службе он тогда мало думал, внутреннего расположения и желания посвятить себя пастырскому служению еще не было заметно». Видимо в этот период в молодом человеке совершался внутренний поворот, переосмысление своей жизни, поиск своего призвания и обретение его в пастырском служении. Как пишет А. Беляев, в тот период «стала заметно обнаруживаться в нем большая религиозность», молитвенное настроение и покаяние. В 27 лет в 1899 году Николай Петрович принимает священнический сан и направляется правящим архиереем к Димитриевской Карачевской церкви Вологодского уезда.
Димитриевский Карачевский приход находился в 70-ти километрах от Вологды, на берегу Кубенского озера, по старинному Кирилло-Белозерскому тракту. В начале века в него входило 15 приозерных деревень с общей численностью населения (крестьян) около 1000 человек.
Как пишет автор статьи об о. Николае, «небольшой, бедный и запущенный храм в Димитриевском Карачевском приходе прежде всего обратил на себя внимание нового пастыря, требовал значительного ремонта и обновления», и отцу Николаю удалось найти в своем и соседних приходах благотворителей, с помощью которых удалось обновить храм, ризницу и церковную утварь.
Местный благочинный, священник А. Попов в своем отчете в 1900 году приводит следующий эпизод из деятельности о. Николая: «…священник Димитриевской Карачевской церкви Николай Петровский, особенно занятый благоустройстством своего приходского храма, очень скорбел, что местночтимая икона Святителя Николая Чудотворца не имеет определенного места, при отсутствии для нее приличного киота. И он расположить прихожан к заведению необходимого киота для означенной иконы решился таким образом. Приход Карачевский лежит на берегу Кубенского озера, прихожане, большею частию, рыболовы. Шестого декабря, в праздник Святителя Николая Чудотворца за Божественной Литургией священник Петровский произносит устное поучение, в котором рассказывал из жизни сего Святого, как он при случившейся буре спас плывущих по морю на корабле от потопления, напомнил, что подобное несчастье, какому подверглись спасенные Св. Николаем, может случиться и с его слушателями, так как они, ежедневно, при всякой погоде промышляют на озере, а чтобы предотвратить несчастные случаи, необходимо чаще прибегать с молитвами к угоднику Божию, при этом он обратил внимание слушателей на образ Святителя, который не имеет даже киота для помещения его и сохранения от пыли. Прихожане сразу отозвались на святое дело и тут же положили на блюдо, по приглашению священника, посильные лепты, а затем вскоре от некоторых из них поступили значительные пожертвования (до 50 рублей), так что можно вполне надеяться, что приличный киот для местночтимой иконы Святителя Николая Чудотворца в скором времени будет сооружен».
Как отмечает автор статьи об о. Николае, «его религиозность нашла здесь полный простор и обнаружилась с большой силой в богослужениях и молитвословиях»; в короткое время прихожане оценили и полюбили своего пастыря. С 1900 года о. Николай состоял законоучителем Березниковского земского училища. В клировой ведомости церкви за 1900 год отмечается, что он «отличного поведения, добрый, усердный и деятельный пастырь». В 1901 году о. Николай награжден набедренником.
В 1902 году согласно прошению о. Николай поменялся местами со священником Пежемского храма о. Сергием Чевским. Как указывает биограф о. Николая, причиной такого перевода было его желание быть ближе к родительскому дому – Верховажью. Очевидно, о. Сергий, родом из Вологды, руководствовался этим же мотивом.
Большой Пежемский приход потребовал от о. Николая особой самоотдачи, больших душевных и физических сил. О его отношении к прихожанам говорит следующее свидетельство: «Как истинный пастырь… он учил, вразумлял, увещевал…и конечно жалел и болел душою за них», во всякое время дня и ночи и по всякой дороге будучи готовым отправиться к прихожанам в дальние деревни прихода. С 1902 года он состоял законоучителем Пежемского женского земского училища, с 1903 - председателем церковно-приходского попечительства. В 1905 году указом Духовной консистории о. Николай Петровский получает одобрение епархиального начальства за делопроизводство формальных следствий, в 1907 году награждается скуфьею.
Каким человеком был о. Николай? Вот как описывается его характер в указанной статье: «…От природы человек живой и подвижный, любивший поговорить, пошутить и посмеяться. Но в тоже время… наблюдательный, всегда прямой, откровенный и безусловно честный и справедливый. Он возмущался нередко замечаемой в людях несправедливостью, обманом и неискренностью…- качествами, противоречащими его характеру и натуре…». Как отмечает автор, такие суждения, иногда резкие по форме в молодые годы, с течением времени приняли характер более спокойной, основательной и объективной оценки. И еще: «Он любил совершать Богослужение и совершал с высоким религиозным чувством: в нем он находил успокоение, утешение и подкрепление для себя». о. Алексий описывает одно из последних богослужений о. Николая – совершение брака: «Чтение молитв при бракосочетании выливалось у него из сердца непринужденно, с необыкновенным чувством, особенно выразительно и проникновенно. Каждое выражение произносилось им с высоким молитвенным настроем. Это была настоящая живая молитва пастыря».
В ноябре 1908 года у о. Николая обострился хронический недуг – порок сердца. В своем письме 29 ноября 1908 года он писал: «Благодарю Господа за то, что он исполнил сердца моих прихожан горячим сочувствием и все искренне и с молитвой желали мне выздоровления». Выздороветь о. Николаю было не суждено, он скончался 8 января 1909 года, оставив после себя жену и пять малолетних детей. Похороны прошли при большом стечении прихожан 11 января 1909 года.
Краток был земной путь о. Николая – 37 лет. В его образе перед нами предстает человек, на переломе веков осознанно и искренне избравший священнический путь, много потрудившийся на пастырском поприще, на ниве народного просвещения, мужественно боровшийся с физическими недугами и немощами. Человек молитвенного духа, смирения и, одновременно, открытого и искреннего отношения к людям. Таким в памяти прихожан и истории Пежемского храма остался о. Николай – Николай Петрович Петровский. Вечная ему память!
Источники:
- А. Беляев. Памяти священника Николая Петровского / Прибавления к Вологодским Епархиальным ведомостям. 1909. № 17. с. 415-421. http://www.booksite.ru/vev/1909/1909_17_P.pdf.
- Летопись Пежемской Богоявленской церкви / Вельский краеведческий музей. № 1443. http://www.pezhma.ru/issue.shtml/hram/98.html.
- Отчеты благочинных за 1900 год / ГАВО. ф. 496 оп. 1 д. 17615.
- Верховажский край. Блог Центральной библиотеки Верховажья об истории, краеведах, литературной жизни, храмах района…/ http://kraeved.cbsver.ru/?cat=9
- Клировые ведомости церквей Вологодского уезда за 1900 г. / ГАВО. ф. 496. оп. 4. д.111.
- Вологодские епархиальные ведомости. 1902. № 20. с. 256.
Э.Л.
Фото автора и сайта Управления Образования Верховажского района Влологодской области.