Целью жизни преподобного Серафима было стяжание благодати Духа Святого. Постепенно проходя от силы в силу, он подражал примеру святых отцов древности в подвижничестве и борьбе со страстями. В пустыне саровского леса он кропотливо воздвигал дом души своей, очищал и готовил в нем место для Дорогого Гостя – Христа, храня в душе слова обетования Господня: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан.14:23).
Радостный старец Серафим достиг главной цели христианской, собрал сокровище неоскудевающее – благодать Духа, от которой насытился сам и многих насытил и продолжает насыщать всех алчущих и жаждущих.
Диакон Вадим Лебедев.
Однажды к преподобному Серафиму пришла пожилых лет дворянка. Она от юности горела любовью к Богу и желала давно сделаться инокинею, только родители не давали ей на то благословения. Девица обратилась за советом к преподобному, надеясь, что он одобрит и благословит ее намерение. Но мудрый старец, напротив, стал советовать ей вступить в брак, говоря: «Брачная жизнь благословенна Самим Богом. В ней нужно только с обеих сторон соблюдать
супружескую верность, любовь и мир. В браке ты будешь счастлива, а в монашество нет тебе дороги. Монашеская жизнь трудная, не для всех выносима».
Членов семейства, живших врозь, о.Серафим соединял вместе в исполнение писания:
«еже... Бог сочета, человек да не разлучает» (
Мк. 10:9;
Мф. 19:6). Господа Т-вы, Пензенской губернии из Таганрога, разошлись между собою по неприятностям и детей развели. Муж проживал в Пензе, а жена — в Таганроге. К счастью обоих, г. Т-в был в Сарове. О.Серафим только что взглянул на него, стал обличать его и грозил ему, говоря: «Зачем ты не живешь с женой? Ступай к ней, ступай!» Речь старца привела заблудшего в сознание: он отправился из Сарова в Таганрог, взял свою жену, съездил с ней на богомолье в Киев, и стали они жить с тех пор вместе в деревне, близ Таганрога, благополучно и по закону Божию. «Я видала, — пишет боголюбивая Мария к затворнику Георгию, — письма их после известия о смерти старца: они исполнены горести, что умер отец и благодетель».
Мужья и жены, слышите ли вы этот завет святого старца? Блюдете ли супружескую верность, любовь и мир между собой? Чтобы укрепить в себе эти святые расположения, чаще размышляйте о своих супружеских обязанностях! Мы вкратце напомним вам о них.
Христианский брак, как единство двух полов, прежде всего должен быть союзом одного мужа с одною женою. Каждый должен иметь одну жену и каждая — одного своего мужа (
1 Кор. 7:2). «Если бы Бог хотел, — говорит св. Иоанн Златоуст, — чтобы жену оставляли и брали другую, то сотворил бы одного мужчину и много женщин». «Премудрое слово, — рассуждает другой св. отец (св.
Григорий Богослов), — в недра обоих полов влив любовь, побудило их стремиться друг к другу. Но, чтобы не всякая жена стремилась ко всякому мужу, положило предел вожделениям —
супружество, эту узду для незнающего меры вещества, чтобы при его стремительности и необузданных порывах, когда бы люди кучами привлекались друг к другу, от незаконных сообщений не пресекся священный человеческий род, и неудержимым безрассудством порываемая похоть не возбуждала во всех войн и огорчений». Истинно христианская супружеская любовь может быть действительно только между одним мужем и одной женой. Коль скоро муж и жена составили одну плоть, то нет уже нужды им разделять свою любовь между кем-либо еще третьим, четвертым. Муж и жена составляют один живой организм. Организм рассеченный умирает, так и супружеский союз, разъединенный при многоженстве или многомужии, теряет свою жизнь и значение. Существуя же только между мужем и женой, брачный союз умеряет чувственные половые увлечения, предотвращает в них всякие излишества и беспорядок. По тесной же связи души с телом, брачное единение мужа и жены приводит к тесному единству их душ: чувственность делается орудием духовности; низшие цели делаются средствами для достижения целей высших; наслаждение чувственной красотой возводит взоры к красоте небесной, божественной. Между тем как гражданский брак, будучи только чувственным союзом, изнеживает и развращает человека, усыпляет его дух, усиливает сладострастие и, с тем вместе, порождает жестокость и многие другие пороки и почти низводит человека до животного, — христианский брак служит к подъему нравственности, к усилению энергии, к воспитанию и развитию любви и благочестивых чувств, производит полноту и высоту счастия.
Другое свойство христианского брака — его нерасторжимость, по которому брачный союз между мужем и женой заключается не на короткое время, но на всю жизнь. По учению слова Божия, брак по первоначальному своему установлению нерасторжим, потому что мужа и жену соединяет Сам Бог: а
«еже... Бог сочета, человек да не разлучает» (
Мф. 19:6). Когда фарисеи возразили Иисусу Христу, что Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с женою, Он ответил им:
«Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так» (
Мф. 19:8), так что, кто разводится с женою и женится на другой, тот прелюбодействует; прелюбодействует и тот, кто женится на разведенной (
Мф. 5:32, 19,9;
Мк. 10:11—12). Если жена даже не имеет истинной веры в Бога, то это не дает права верующему мужу оставлять ее; равным образом и верующая жена не должна покидать неверующего мужа (
1 Кор. 7:12—14). По учению Иисуса Христа, одна только и есть уважительная причина развода — прелюбодеяние мужа или жены (
Матф. 5, 32, 19:9), но и в этом случае развод не заповедуется, не вменяется в обязанность, а только дозволяется. Развод, вообще, есть отступление от понятия о браке, от общего закона, и потому самому он есть зло. Но это
зло допускается по необходимости, во избежание большего зла. Развод допускается исключительно в уважение к попранным правам лица потерпевшего, ради восстановления нарушенной справедливости.
Как союз тесный, единый и нерасторжимый, христианский брак налагает на мужа и жену обязанность самой искренней христианской любви. Христианские супруги, уважая в себе общечеловеческие достоинства, — а особенно искупление наше, без различия полов, Господом Иисусом Христом и сыновство наше Богу, — должны взаимно и в одинаковой мере уважать и любить друг друга; с другой же стороны, сообразно своим природным свойствам и отличию от жены, муж должен защищать, руководить и управлять женою, как немощнейшею его. Но это господство и главенство мужа над женой — вовсе не тот деспотизм и насилие, какие иногда терпит жена от мужа, особенно среди простого народа; христианский муж должен быть такою же главою своей жены, какою Главою служит
Иисус Христос по отношению к Своей Церкви. Но как же являет Себя Иисус Христос, будучи Главою Церкви? Он возлюбил Свою
Церковь до того, что Себя предал за нее. Некогда Церковь, т.е. все человечество, была не чиста, порочна и безобразна. И Христос не отвратился от ее безобразия, но пересоздал ее, исправил, простил ее грехи. Он не только смыл ее нечистоту, но изгладил и старость, истребив ветхого греховного человека. Не к насилиям, порицаниям и угрозам прибегал Он для этого, а достиг того великою о ней заботливостью и самоотверженной любовью. Чтобы очистить ее, Он нашел для этого приличное омовение в таинстве св. крещения (
1 Кор. 6:11;
Деян. 2, 38, 22:16); чтобы освятить ее, Он дал ей Свое евангельское божественное слово истины и веры (
Иоан. 17:17;
Римл. 10:8;
Ефес. 6:17 и др.). Свои заботы о чистоте, святости и непорочности Церкви Он простер до того, что пожертвовал даже собственною жизнью для этого.
Вот образец христианских отношений мужа к жене. Искренно возлюбив ее, всем сердцем, он все делает к ее славе и возвышению; в его отношениях к ней не может быть и тени насилия или унижения. Жена слабее мужа, и слабость ее для него служит только большим побуждением к тому, чтобы помогать ей, поддерживать и защищать ее; употребить эту слабость как повод к каким-нибудь притеснениям жены, немыслимо для него. Всякие нужды и потребности жены, физические и нравственные, он благоразумно старается удовлетворять. Все даже малейшие недостатки жены служат для него предметом беспокойства, самых сильных забот и самопожертвований. Жена естественно и внутренно соединена с мужем; она есть его собственное тело. Отсюда не любить жены — значит не любить самого себя.
Сообразно с этим, и обязанности, предписываемые жене, не заключают в себе ничего противного ее интересам и достоинству. Она должна любить своего мужа так же, как Церковь любит Господа. Церковь же свято и богобоязненно исполняет Его волю; так поступать должна и христианская жена по отношению к своему мужу. Она должна повиноваться ему, как Господу Богу (
Еф. 5:22). Муж является для нее как бы представителем Иисуса Христа и потому не может предлагать ей каких-нибудь незаконных требований. Жена же, почитая высокое достоинство мужа, относится к его требованиям с совершенной доверчивостью, покорностью и уважением. Она боится мужа (
Еф. 5:33) в том смысле, что признает его высокие достоинства, как представителя Господа, и высоко ценит его любовь — подобно тому, как и мы боимся Бога или любимых нами добрых и обходительных начальников.
Тертуллиан так изображает брачное сожительство христианских супругов. «Как описать счастье брака, — говорит он, — определяемого Церковью, освящаемого ее молитвами, записываемого ангелами на небесах, благословляемого Богом Отцом. Известно, что чада Божии не вступают в брак без согласия Отца своего. Как же приятны должны быть узы, соединяющие два сердца в единой надежде, в единой вере, в едином законе! Они — как дети одного Отца, как рабы одного Господа: нет между ними никакого раздора или разделения ни в душе, ни в теле. Они — два в единой плоти: где плоть едина, там и душа едина. Они вместе молятся, вместе припадают на колени, вместе постятся, взаимно ободряют и руководят друг друга».
И таковы действительно бывают христианские супруги. Вот правдивая повесть из времен древних.
Некоторый купец, нагрузив корабль богатыми товарами, поплыл в Африку. Но вскоре случилась буря, корабль разбился, все сокровища потонули, и спасшийся купец возвратился домой с пустыми руками... Но там ждало его другое несчастие: заимодавцы расхитили оставшееся в доме имение, и, так как еще оставался на нем долг, несчастного посадили в темницу. В этом горестном состоянии жена несчастливца через женские рукоделия добывала насущный хлеб и тем пропитывала себя и мужа. Она была молода и красива, а это-то и было причиною следующего происшествия.
Однажды, когда она обедала в темнице вместе со своим мужем, пришел туда один богатый человек, чтобы подать милостыню бедным узникам. Увидев молодую женщину в столь злополучном месте, он так тронулся ее красотою, что в сердце своем почувствовал непреоборимую к ней страсть. Богач немедленно вышел из темницы и послал за ней слугу своего. Бедная супруга поспешила увидеться с ним, думая, что он, сжалившись над их состоянием, хочет подать ей что-нибудь ради Христа.
— Какое сделала ты преступленье, что сидишь в темнице? — спросил у нее богач, и когда несчастная супруга объявила ему все, что случилось с ее мужем, он продолжал: — Я заплачу весь долг твоего мужа, если ты согласишься быть моею женой. Ты невинна: для чего тебе быть участницею его злополучия?
— Я клялась пред алтарем Господним быть верною мужу до смерти, — отвечала добродетельная женщина, — и поэтому не могу располагать сама собою; если угодно тебе, подожди здесь, а, между тем, я спрошу у него.
Богач согласился на ее отзыв, твердо надеясь, что бедный человек честью своею пожертвует свободе.
Встревоженная женщина приходит к своему супругу и пересказывает предложение богача.
Услышав это, несчастный вздохнул и прослезился, потом отвечал ей:
— Любезная супруга! скажи преступному благодетелю, что мы, в какой бы крайности ни находились, преступлением закона Божия не хотим купить вольности; скажи ему, что Бог, испытующий бездны, видит и тех, которые низвергнуты в темницы; что сей Бог знает, какими судьбами избавить нас. Скажи ему, что мы не надеемся «на князя и на сыны человеческие, в них же нет спасения».
Супруга опять вышла к богачу и объявила ему все от слова до слова. Добродетельная чета не обманулась, что Бог имеет тысячу средств избавить человека от напасти... Подле них за перегородкой был заключен разбойник. Он слышал разговор мужа с женой и, сколь ожесточен ни был, до глубины сердца тронулся их добродетелью. Он подал им голос, чтобы подошли поближе, и сквозь стену сказал им:
— Я — разбойник; много сделал зла и убийств и совершенно уверен, что вскоре буду наказан
смертью. Итак, умоляю вас, пойдите после смерти моей на такое-то место, раскопав землю, вы найдете там великое множество золота. Оно награблено, но я не знаю у кого. Если объявлю о нем судьям, то останется у них. Возьмите его себе, как люди добродетельные, и помолите о мне Бога.
Разбойника через несколько дней в самом деле лишили жизни. Добродетельная женщина, с позволения своего супруга, идет поздно вечером на показанное разбойником место, роет землю... и как удивилась, увидев несчетное сокровище! Это были ящики с златницами. С крайнею осторожностью она унесла их домой, начала по временам выплачивать долг и вскоре освободила своего мужа из темницы.