по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила
165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
(921)672-26-24 (Алексей Казаков); (964)531-81-10 (священник Иннокентий Кулаков)
Календарь

Колонка редактора
Заключительное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на ХХХI Международных Рождественских чтениях.
25 января 2023 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось пленарное заседание XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». В завершение Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с заключительным словом.








Колонка редактора



Митрополит Антоний Сурожский. Мысли о вере, образовании и творчестве.


11.07.2022

Закончились экзамены в школах, но не заканчивается образование и просвещение учащихся... Их ждут новые учебные заведения, работа и жизнь, которая полна новых уроков и экзаменов. Об этом вечном образовании, о творчестве (а у кого-то со-творчестве Богу), о Вере неоднократно высказывался и писал замечательный православный проповедник - митрополит Антоний Сурожский. Мы рекомендуем познакомиться с некоторыми из его размышлений... 

 

*** 

Сейчас наука играет такую громадную роль – и справедливо, и я радуюсь этому, – что кажется нам, будто все вопросы должны решаться так, как решаются научные вопросы; и мы хотим применить чисто научные методы к темам, к которым они неприменимы. Мы же не применяем методов физики к биологии, методов химии к истории. С какой стати мы должны применять методы физических наук к области человеческой души? Я когда-то занимался наукой, в частности, физикой. Всякий физик может разложить музыкальное произведение на составные части, разобрать их математически, превратить их в кривые; это называется “акустика”, но это не называется “музыка”. После того как вы анализировали физическими приборами музыкальное произведение, у вас никакого представления нет о том, прекрасно оно или ничтожно, потому что восприятие красоты в музыке происходит на другом плане.

 

* * *

Часто ставится вопрос: могу ли я, культурный, научно образованный человек, быть верующим? Не является ли понятие веры несовместимым с понятием научной образованности? Я должен сказать, что человеку с небольшой образованностью гораздо труднее это понять, чем человеку с большой научной образованностью; потому что, скажем, физика или химия средней школы преподаются как окончательная и исчерпывающая истина о вещах; тогда как физика или химия, или биология, доступные ученому, который в поисках новых и новых областей знания, представляются совершенно иначе. Я кончил естественный и медицинский факультеты, и потому эта область для меня, может быть, более понята, чем богословская, потому что я никогда не учился в богословской школе.

* * *

Я стал верующим, когда мне было лет 14-15, и в университет пошел в 18 лет, учился на естественном факультете физике, химии и биологии. Профессор по физике был один из Кюри, он физику знал и мог раскрыть ее как тайну, а не просто как серию фактов. Были другие профессора; они все были неверующие, но давали свой предмет как раскрытие тайны мира, и я очень легко мог видеть, как в этой тайне мира отражается лик Божий.

 

* * *

Бог этот мир сотворил; для Него все, что составляет предмет нашего научного изыскания, является как бы Бого-словием, то есть познанием о Боге; все творчество есть какая-то приобщенность к Божественному творчеству. Мы не имеем права не знать, какими путями идет человечество, потому что христианская вера, библейское предание в целом – единственное предание на свете, которое историю принимает всерьез и материальный мир принимает настолько всерьез, что мы верим в воскрешение мертвых, плоти воскрешение, а не только в вечность неумирающей души. И я думаю, что необходимо нам глубоко, утонченно знать и познавать все то, что составляет умственную, душевную, историческую, общественную мысль человечества. Не потому что в Евангелии есть какая-то политическая, или общественная, или эстетическая доктрина, а потому что нет никакой области, на которую Божественная благодать не бросала бы луч света, преображая то, что способно на вечную жизнь, и иссушая то, что не имеет места в Царствии Божием. И наше дело – иметь более глубокое понимание мира, чем есть у самого мира.

 

* * *

Все, что видится на земле – Божие творение; все, что есть, вышло из руки Божией, и если бы мы были зрячи, мы видели бы не только густую, непрозрачную форму, но и что-то другое. Есть замечательная проповедь на Рождество митрополита Филарета Московского, где он говорит, что если бы только мы умели смотреть, мы видели бы на каждой вещи, на каждом человеке, на всем – сияние благодати; и мы этого не видим, потому что сами слепы, – не потому что этого нет.

Но, с другой стороны, мы живем в мире падшем, изуродованном, где все двусмысленно; каждая вещь может быть откровением или обманом. Красота может быть откровением – и может стать кумиром, обманом; любовь может быть откровением – и может стать кумиром или обманом; даже такие понятия, как правда, истина, могут быть откровением или, наоборот, заморозить самую вещь, которую хотят выразить. Поэтому на все нужно смотреть глазами или художника, или святого; другого выхода нет.

Здесь вопрос вдохновения художника и вопрос его нравственного качества. С точки зрения Бога можно видеть сияние благодати – и ужас греха. С точки зрения художника можно видеть то и другое, но художник не может делать этого различения, потому что это не его роль, – иначе он будет говорить о грехе там, uде надо говорить об ужасе, или о святости там, где надо говорить о красоте. Это два различных призвания, которые, как все в жизни, под руководством благодати могут быть благодатными; а иначе могут быть иными.

 

***

Что касается до того, следует или не следует заниматься творчеством – я думаю, что невозможно установить правила. Я думаю, что Бог каждого из нас ведет определенным образом. Если говорить о выражении собственной сущности – возьмите, например, человека, как Иоанн Дамаскин. Он пошел в монастырь, будучи одаренным поэтом, одаренным музыкантом. Его игумен считал, что это вздор, и поставил его на тяжелую, грязную работу. В какой-то момент умер близкий друг Иоанна, и он, несмотря на все запреты, излил свою горесть, свою скорбь в восьми тропарях, которые мы теперь поем на погребении. И когда игумен это увидел и услышал, он сказал: Я ошибся! Пой дальше…

Вот человек, который аскетически, по послушанию не должен был творить – и прорвалось, потому что это была какая-то его сущность. Я знаю случай, когда духовник запретил человеку себя выражать литературно – и человек совершенно сломался, потому что у него не было другого способа выражения… Есть люди, которые могут себя выразить молитвенно до конца, есть люди, которые из молитвы же черпают побуждения выразить себя как-то иначе.

 

* * *

Художник, который изнутри своего какого-то опыта жизни, опыта человека, опыта Бога выражал бы себя или музыкой, или в живописи, или в литературе, – такой художник, мне кажется, может открыть духовные ценности и для других. Поэтому я не думаю, что можно просто сказать: пишите только аскетическую литературу и ничего другого, – девять из десяти людей не станут читать вашей духовной литературы; к ней надо прийти. Скажем, в моем поколении чтение Достоевского сыграло колоссальную роль, как и чтение целого ряда других писателей – причем не обязательно благочестивых или особенно устремленных в этом направлении, а просто писателей, у которых была большая правда человеческая, которые нас научили правде раньше чем чему-либо, и довели куда-то. Поэтому я не думаю, что можно было бы оптом сказать людям: перестаньте заниматься творчеством, а занимайтесь молитвой, – человек может перестать заниматься одним и не быть в состоянии заниматься другим.

 

http://www.mitras.ru/sretenie/sret_obrazov.htm 





Фотоальбомы




Анонсы событий



3 февраля     - Прп. Максима Грека

4 февраля     - Ап. Тимофея

5 февраля     - Неделя о мытаре и фарисее. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

6 февраля     - Блаж. Ксении Петербургской.

12 февраля   - Неделя о блудном сыне. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоана Златоуста

15 февраля   - Сретение Господа нашего Иисуса Христа

19 февраля   - Неделя мясопустная, о Страшном суде.

21 февраля   - Вмч. Феодора Стратилата. Начало Масленицы.

23 февраля   - Собор Новгородских святителей.

24 февраля   - Сщмч. Власия, еп. Севастийского (ок. 316) Прп. Дмитрия Прилуцкого

25 февраля   - Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца.

26 февраля   - Неделя сыропустная. Прощеное восресенье.

27 февраля   - Начало Великого Поста. Равноап. Кирилла, учителя Словенского.

28 февраля   - Виленская икона Божией Матери.



КЦ "Высокуша"


30.01.2023
Новый год я решила провести дома. Одна. Не хотела ловить взгляды общих с тем мужчиной знакомых, не хотела играть, как плохая актриса. Решила устроить себе пижамный Новый год — с пледом, чаем с корицей и старым добрым кино. Друзья и родные меня не понимали, но я была непреклонна.
20.01.2023
Наш давний друг, участник и организатор трудовых сборов "Пежма" московской молодежи из Бутова Олег Мамонов написал стихотворение о Богоявлении Господнем. Его творческим успехом, мы делимся с Вами. Снова и снова поздравляем Вас с праздником!
10.01.2023

Первый в 2023 году классный час «Разговоры о важном», который состоялся во всех российских школах 9 января, был посвящен празднику Рождества Христова. 

Цель занятия — рассказать о празднике Рождества, способствовать развитию  уважения к традициям народов России, понимания школьниками приоритета духовных ценностей над материальными, формировать желание доставлять радость другим людям и представление о взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего.



Все новости КЦ "Высокуша" >


(921)672-26-24 (Алексей Казаков); (964)531-81-10 (священник Иннокентий Кулаков)

165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
© 2023