С кончиной владыки Архангельского и Холмогорского Тихона совпало давно ожидамое событие в жизни Вельского благочиния - Вельское районное собрание вынесло решение о возвращении Вельского Спасо-Преображенского собора верующим. Правда, оговорки, сделанные в принятом местном законодательном документе, откладывают передачу на 1 января 2014 года, а при известном изменении депутатского состава и склонности чиновничества к несоблюдению "в виду объективных обстоятельств" собственных решений могут в дальнейшем перенести возвращение отобранного советской властью здания Преображенского собора на неопределенное время. Пока основная причина оттягивания начала восстановительных работ в Вельском соборе, оглашенная в решении: невозможность вывода кружков и студий, размещенных в храме в другие места и необходимость строительства нового «дома культуры».
Как же часто в нашей стране продолжается попрание святынь под различными благовидными предлогами, а в последнее время чаще под лозунгом «сохранения культуры».
Несколько дней назад нам, группе паломников, случилось быть в старинном русском городе Суздале, который по размерам сопоставим с Вельском. Суздаль замечателен тем, что за время безбожной власти уничтожить все церкви города и ближайшей округи, которых было в дореволюционное время 49, не удалось. Многие храмовые здания остались переделанными под склады, кинотеатры, тюрьмы и лагеря для военнопленных, рестораны, больницы и другие хозяйственные постройки. Не уничтоженные при разорении храмов иконы были переданы в различные музеи «древнерусского» искусства. При этом как водится, русская культура и православие были искусственно разделены. Научно доказывалось, что древние художники и храмостроители творили исключительно, как и их нынешние собратья-художники, по собственному наитию и «вдохновению», стремясь увековечить себя в исксстве и истории, не сообразуясь с верой в Бога, Божиими заповедями и смиренным осознанием себя слабыми делателями на ниве Божиего строительства.
В 1970-80-х годах власти сделали из Суздаля показательный заповедник русской старины, для привлечения иностранных туристов. Были отреставрированы наружные участки оставшихся церквей и монастырей, в некоторых были проведены и внутренние реставрационные работы с размещением экспозиций музеев. Но время идет вперед и храмы стали возвращаться Русской Православной Церкви, правда не все и, наверное, не самые «художественно-значимые». Мы молились в одном из них. После обилия замечательных, старинных, намоленных икон, закрытых в стеклянные саркофаги суздальских музеев, видеть в суздальских действующих храмах софринские картонные типографские образа крайне грустно. Отобранное по большевистскому закону, теперь демократическим законом не возвращается Церкви. Снова культура противопоставляется Церкви.
«У нас в музее не служат» - ответила смотритель, на наш вопрос о частоте проведения богослужений в Спасо-Преображенском соборе суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, зато бодрые молодые люди под аплодисменты очередной экскурсионной группы исполнили с солеи закрытого для богослужений храма песнопение «Свете Тихий...», и поставили коробочку для сбора денег.
Музейщиками, и не только ими, приводятся разнообразные причины о невозможности возвращения Церкви храмов, икон и церковной утвари: отсутствие правильного хранения, нерегулярности работы храмов по сравнению с музеями, что затруднит доступ посетителям, и прочее, хотя, как правило, причина одна - денежные средства, которые выделяются на содержание музеев, не хочется отдавать Церкви. А то, что иконы и другие святыни, при сохранении уровня финансирования, вполне могут быть размещены и в храмах, подтверждается деятельностью храма Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, где иконы не только рассматриваются как предмет истории и культуры, но как и положено иконам, являются богослужебной святыней, живописным отражением слова Божия, звеном цепочки передачи православия от наших предков к нам. Неужели сохранность иконы ухудшается, если перед ней будут молиться? Наше мнение, что состояние святых образов от обращения к ним становится только лучше. Подтверждение тому многократные чудеса просветления ликов на старых, казалось совсем утраченных иконах, без участия реставраторов и музейных работников.
Немного другая проблема с «сохранения культуры» существует в Вельске, однако здесь все прозаичней. Те немногочисленные на самом деле кружки и секции, в которых занимаются небольшое количество детей до 12 лет, и которые подняты сейчас на щит поборников «культуры», это только красивый звучный лозунг. Когда сотрудникам «Вельского ДК» было предложено оставить кружки и прекратить дискотеки, продолжением которых является блуд и пьянство в самом здании временно разоренного храма и на улицах города, нам ответили: «А за счет чего мы будем получать деньги?» Все упирается в деньги и только в них.
Слава Богу, что в Вельске пока не произошло то, что случилось в Ярославле, где во времена приватизации один из храмов оказался в руках частника. Сейчас православные ярославцы начали сбор средства на выкуп храма, изуродованного новым хозяином. А у этого, с позволения сказать человека, еще имеется смелость выставить здание оскверненного им же храма (с отхожим местом, устроенным в алтарной части) на торги.
Мы уже писали, что освященный храм остается храмом, чего бы от него в результате хозяйственной деятельности «культурных» людей не осталось.
Наверное, неслучайно во время написания этой статьи на глаза попался ответ преподавателя Москвской Сретенской семинарии, православного педагога, иеромонаха Иова Гумерова на вопрос: можно ли осенять себя крестным знамением проходя мимо оскверненного, разрушенного частично или полностью храма? О. Иов отвечает, что не только можно, но и нужно, что храм, в котором когда-то совершалась Божественная служба, даже если он закрыт и осквернен безбожниками, остается местом, где ангелы и святые невидимо для нас совершают богослужение. Далее в ответе приводится пример из жития святителя Иоасафа Белгородского в подтверждение сказанного.
Наши поруганные, оскверненные храмы не простые здания со стенами и крышами, где можно делать все что заблагорассудится, а иконы - не просто картинки с выставки. Это - святыни, и они живы, даже более живы, чем скачущие под веселенькую дискотечную музычку, кажущиеся живыми малолетние пьянчужки.
Дай Бог, понять это всем, кто верит в Бога по случаю - когда удобно, а в другие дни ищет «сребреников». Кто, пользуясь земным законным случаем, удерживает не принадлежащее ему по Праву. Господь милостив, но иногда дает понять святотатцам свою силу.
Мы же будем надеяться, что принятое Вельской районной законодательной властью решение будет твердым, и 1 января 2014 года рабочие смогут начать восстановление многократно перестроенного за 80 лет Спасо-Преображенского собора города Вельска для действительного укрепления духовной культуры в замечательном старинном городе.
Благодарим тех депутатов Вельского районного собрания, кто голосовал за безоговорочную передачу Вельского Спасо-Преображенского собора Русской Православной Церкви. Да спасет Вас Господь Бог!