Вновь мы отмечаем трагическую дату 70-летие начала Великой Отечественной войны - тяжелой крово-пролитной войны, стоившей жизни многим нашим соотечественникам, нашим землякам.
Расчеты немецкого командования перед началом войны показывали, что победа Германии будет достаточно скорой и сокрушительной. Ведь в нападении на нашу Родину участвовали объединенные вооруженные силы Европы: кроме Германии и Австрии в эту коалицию входили Италия, Финляндия, Румыния, Испания, полки и отряды других стран Европы. На восточных рубежах стояла Япония, оружие вермахта производилось и отправлялось на Восточный фронт с заводов европейских стран. Наши «союзники» до 1944 года ждали, кто окажется сильнее Россия или Германия, и только после демонстрации решительного превосходства нашей страны серьезно вступили в войну.
Однако в эти расчеты превосходства в живой силе, технике, тактике и стратегии не вошли «нематериальные активы» - духовная составляющая русского воинства, которая всегда была если не главной, то важнейшей частью жизни и военного искусства русского народа.
Еще в средние века ливонских хронист Рюссов, ярый ненавистник московитов, тем не менее, отдает им должное за стойкость, с которой они выдерживали осады*: «Русские в крепостях являются сильными боевыми людьми. Происходит это от следующих причин. Во-первых, русские работящий народ: русский в случае надобности неутомим во всякой опасной и тяжелой работе, днем и ночью, и молится Богу о том, чтобы умереть за своего государя. Во-вторых, русский с юности привык поститься и обходиться скудной пищей; если только у него есть вода, мука, соль, водка**, то он долго может прожить ими, а немец не может. В-третьих, если русские добровольно сдадут крепость, как бы ничтожна она ни была, то не смеют показаться в своей земле, так как их умерщвляют с позором; в чужих же землях они не могут, да и не хотят оставаться. Поэтому они держатся в крепости до последнего человека, скорее согласятся погибнуть до единого, чем идти под конвоем в чужую землю. Немцу же решительно все равно, где бы ни жить, была бы только возможность вдоволь наедаться и напиваться. В-четвертых, у русских считалось не только позором, но и смертным грехом сдать крепость».
И вот, сейчас через 70 лет после трагического дня начала войны с Германией – можем ли мы сказать, что так же как и наши деды и прадеды способны защитить суверенитет нашего Отечества? Защитить наши традиции, жизни наших родных? Наверное - нет. Танков и бомб пока еще достаточно, но кто станет воевать ими?
Победив 66 лет назад в войне за территориальную целостность нашей страны, мы затем в течение десятков лет постепенно и почти без боев сдали наши духовные позиции. Мы сами разрушили и продолжаем крушить то, что является основой нашей жизни, наши духовные корни – Православие, веру в незыблемость России, в то, что на этой земле будут и должны жить наши дети. Потихоньку, под лозунгами демократии, свободы, материального достатка и прогресса наш народ растлевался мечтами о красивой жизни, объядении и опивстве, развратными песенками, трудолюбие и щедрость стали считаться проявлением глупости.
И что теперь: некоторые старшеклассники начинают день банкой слабоалкогольного коктейля, «энергетика» - и единственное утреннее желание добрести до ларька с заветным зельем. Главной жизненной целью множества наших сограждан стала «немецкой» – нам «решительно все равно, где бы ни жить, была бы только возможность вдоволь наедаться и напиваться», в добавок к этому пестрые отупляющие шоу современного телевидения, идеи которых куплены на том же Западе. Мы перестали хотеть быть русскими, рожать и растить русских, наши мечты витают в изобильной сытости: мы стали хотеть быть похожими на «немцев». Но мы ими не можем стать и не стали. А они вместе с врагом рода человеческого - главой всех агрессий в отношении нашей страны, одержав эту идейную победу в умах наших сограждан, просто смеются над нами. Народ, выстоявший в открытой войне, сломался в незримых нападениях и вряд ли способен теперь сопротивляться. Нашей «крепостью» стали цифры процентного содержания спирта на этикетке бутылки, студии фальшивых телезрелищ, блудные дискотеки и прочие элементы «свободы греха». Бог забыт, люди служат глобальному мамоне – наживе любой ценой.
Все было бы грустно и безысходно, но в восстанавливаемом храме Богоявления Господня в селе Пежме, мы все-таки празднуем память воинов погибших на защите Родины. Давайте будем достойны их памяти, их подвига "положения душ за други своя", и молитвами Пресвятой Богородицы, всех святых в земле Русской просиявших ко Господу Иисусу Христу может исправиться любая ситуация и разрушиться всякий расчет врага – как расыпался он в годы Великой Отечественной войны. Мы вновь сможем обрести духовную крепость. Давайте не забывать об этом и молиться.
*- по книге Разин Е.А. История военного искусства. Т.II. М., 1954. с.201.
** - не следует думать, что водка использовалась в крепостях для пьянки защитников, их увеселения или наоборот «завивания горя». Известно, что пьяный себя не помнит, а тем более не сможет нормально стоять на страже, когда в любой момент может напасть враг. Водка – лекарство и типичный средневековый антисептик, которым дезинфицировали раны (вспомним: возлияние вина и елея на раны пострадавшему от разбойников в евангельской притче о милосердном самарянине /Лк.10:25-37/), ведь привычных нам - перекиси водорода, йода и зеленки тогда не было. Также водкой могли обеззараживать воду, количество и качество, которой при осадах городов, как правило, было недостаточным. Ведь даже хлебный квас - традиционный русский напиток, также имеет незначительный спиртовой градус, что препятствует развитию в нем болезнетворных микроорганизмов.