Помимо строительных работ Попечительский совет Пежемского Богоявленского храма продолжает заниматься и «нематериальными активами»: восстановлением истории нашей церкви и судьбами служивших в ней священников и причта, прихожан, воинов ушедших на Великую войну из Пежмы и окрестностей.
Во время одного из таких исследований, предпринятых Алексеем Казаковым в архиве Вельского Краеведческого музея, в подшивке старых вельских районных газет «Пахарь», была найдена заметка о пионерах-ленинцах и священнике Сергие Чевском. Напомним, что этот батюшка служил в Пежемском Богоявленском храме, о нем есть упоминание в летописи Пежемской церкви, написанной прот. Константином Земляницыным.
Текст заметки из «Пахаря» можно прочесть на нашей иллюстрации. По большому счету ничего неординарного в этой статейке нет - обычная для того времени хамоватая атеистическая пропаганда. Среди поощряемых «прохожим журналистом» выступлений подрастающего поколения страны советов, были и рифмованные слова о ненужности «монахов и попов». И действительно подбадриваемые безбожной властью и бесхребетными борзописцами, будущие строители коммунизма вскоре перешли от угроз к делу: расправились со священниками, своими соседями, которые жили чуть лучше (кулаками), устроили склады шкур крупных и мелких рогатых скотов в опустошенных церквях.
Иерей Сергий Чевский, с момента рукоположения в 1899 году, служил священником в Пежемской Богоявленской церкви, и учил Закону Божию в Пежемской земской женской школе. В 1932 году он был за невыполнение гособязательств (т.е за неуплату несоразмерных налогов, которые намеренно накладывались сов.властью на священство и Приходы, чтобы быстрее разгромить их, прим. автора) лишен свободы на 2 года. После освобождения о.Сергий проживал с. Возьма Вологодского района той же области и служил в Воземской церкви. Но в покое батюшку не оставили, в 1937 году священник вновь был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации», как участник «контрреволюционной группировки прихожан». Все объяснялось просто: он организовал сбор средств на церковь. 19 сентября 1937 года постановлением особой тройки УНКВД священнослужитель Сергей Евгеньевич Чевский приговорен к расстрелу, а 3 октября того же года расстрелян. И непрославленный священномученик, не утративший веру во Христа, «отправился к своему Богу…».
Что же дальше?
А дальше, как мы знаем, был интересный парадокс. Последнего попа, хоть и обещали по телевизору показать, но так и не показали. Оказалось, что Вера в Бога–Творца всего сущего, живее коммунистической идеи. В 1989 году отца Сергия, как и многих безвинно пострадавших в годы гонений, реабилитировали.
И вот теперь, в 2011 году, дети того же возраста, что и пионеры давних лет (ребята-участники сбора по восстановлению храма Богоявления Господня в селе Пежма), спрашивают – «Когда в Пежемский Богоявленский храм назначат священника? Когда начнутся постоянные службы?» И эти слова в той или иной интерпретации, звучат не только в Архангельской области, но и во всех областях и весях России от пожилых и юных жителей нашей страны. «Назначьте батюшку в церковь, пришлите священника на молебен…»
Священники и монахи – совершители Таинств Церкви, учители Закона Божьего, держатели духовно-нравственных ориентиров, помощники в поисках истинного пути к Богу во всегда непростой жизни, вдруг снова стали нужны. И верным пророчеством звучат слова нашего земляка расстрелянного о. Сергия Чевского, сказанные в ответ на ругань малолеток: – «Пригодятся и попы, и монахи».
Вот и пригодились бы, но где же их теперь найти?
Превью-фотография священников пос. Некрасовское Ярославской области, с сайта - http://glazami-fomy.livejournal.com/89798.html