Часто в среде православных, особенно тех, кто уже далеко не первый год сознательно усердствует в подвигах веры, можно услышать пренебрежительное отношение к водным купаниям в праздник Крещения Господня. Это, на мой взгляд, довольно прискорбная тенденция, вскрывающая совершенное непонимание этой древней традиции. А между тем, ее смысл имеет довольно глубокие корни и немаловажное значение в литургической жизни христиан.
Почти каждому православному ясен смысл крещений, совершавшихся апостолами после сошествия на них Святого Духа во время Пятидесятницы. Но мало кто понимает смысл таких событий, имеющих по-настоящему вселенский характер, как крещения, совершавшиеся Иоанном, и Крещение Господне. И действительно, если, согласно словам апостола Павла, мы в таинстве крещения погребаемся с Христом в смерть, чтобы и нам воскреснуть в жизнь вечную, как Христос воскрес из мертвых (Рим. 6: 4), то смысл крещений, совершенных до Крестной Жертвы, остается для нас неясным.
С крещениями Иоанна связаны два важных момента. Во-первых, это призыв к покаянию, призыв «приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Ему». К приходящим к нему фарисеям, саддукеям, мытарям и воинам он обращался именно с призывом к изменению собственной жизни, чтобы с чистым сердцем принять Следующего за ним. Евангелист Лука прямо называет такое крещение «крещением покаяния для прощения грехов» (Лк. 3: 3). Во-вторых, Иоанна отличает актуализация нового в отношениях Бога и человека, явления Самого Бога и приближения Царства Небесного. Того Царства, которое еще не пришло, того Бога, Который откроется в Крещении Иисуса Христа. И эта вторая задача, которая нам кажется сейчас маловажной, на самом деле являлась главной, предвосхищенной ветхозаветными пророками. Ведь само покаяние и прощение грехов не было и не могло быть основным делом Иоанна, иначе бы оно не превзошло иудейских омовений, не вышло бы за рамки ветхозаветного. Не смог бы тогда пророк сказать: «И узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк. 3: 6; Ис. 40: 5).
То же касается и Крещения Иисуса. Оно не было «для прощения грехов», а было лишь освящением настоящего и будущего. Настоящего – в освящении вод Иордана, а будущего – в освящении крещальных вод новозаветной Церкви. В каждом крещении мы вспоминаем события Крещения Господа, Его смерти и Воскресения. Но мы не только их вспоминаем, но и приводим их в действительность, стирая преграды времени. Больше нет прошлого, оно преодолено и стало настоящим. Смерть Христа становится нашей смертью, Воскресение Христа – нашим воскресением. Более того, стираются границы между настоящим и будущим. Царство Небесное перестает быть где-то там вдалеке. Оно приблизилось и стало действительностью, настоящим, переживаемым внутри нас. И оно становится близким всякий раз, когда мы вновь и вновь актуализируем эти события, когда мы вновь и вновь претворяем их в реальность. Если крещение мы можем принять один раз, то актуализировать мы можем его через покаяние или евхаристию, которые семантически несут ту же самую нагрузку, становясь действительностью через таинство веры.
Сам праздник Крещения Господня направлен на актуализацию событий Богоявления. Вся Церковь вспоминает их и оживляет их вновь. И понимая это, становится совершенно ясным смысл погружения вместе с Христом в воды Иордана. Это не таинство крещения. Этот обряд не избавляет нас от необходимости в таинстве исповеди или в участии в евхаристии, как некоторые неверно полагают. Но мы в этот день наилучшим образом принимаем участие в событиях Богоявления, стираем границы времени и пространства. И погружения в воду становятся превосходнейшим средством для достижения этого.
Уже во времена Афанасия Великого существовали люди, отвергавшие традицию погружения в воду на Крещение. Мы имеем мало подробностей о них, но до нас дошло правило Афанасия Великого в его вероучительном послании к Эпиктету, которое гласит: «Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучен от святых таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесет покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение» (Athanasius. Epistula ad Epictetum. 1, 34). По-видимому, отказ погружаться в воду на Крещение был связан с существовавшими во время Афанасия ересями. Сейчас, наверное, не найдется противников этого обычая по тем или иным догматическим убеждениям. Но есть ряд возражений, практически не связанных с догматикой. Отвечу на них в двух словах.
Во-первых, встречается убеждение, что погружение в воду во время праздника Крещения Господня сопряжено с различными суевериями. Но важно отличать церковную традицию от всех тех суеверий, какими она могла обрасти. Не меньше таких суеверий можно обнаружить на Рождество, на Пасху, на любой другой церковный праздник. Важно выявлять то, что не коренится в Священном Писании и Священном Предании, независимо от церковного праздника или каких-либо иных моментов, связанных с литургической жизнью. Но важно не искоренить вместе с плевелами и пшеницу.
Встречается и не лишенное обоснования убеждение, что купание в крещенские морозы опасно для здоровья. В наших климатических условиях, действительно, имеются отдельные случаи и нанесения вреда здоровью, и даже смертельных исходов. Важно подходить к погружению в прорубь весьма рассудительно. Так же, как нужно рассудительно подходить к любым другим подвигам веры, например к посту. Не всех людей Бог одарил одинаковым здоровьем, и, соответственно, не может быть каких-либо одинаковых требований. И иногда более лучшим делом будет отказаться от купания, чем искушать Господа (см.: Мф. 4: 7). Но отвергать эту традицию на подобном основании мы не можем, иначе и пост, следуя подобной логике, окажется небогоугодным делом.
Убеждение, что купание в освящённой воде «противоречит благоговейному отношению к великой святыне», указывает лишь на нездоровый отрыв обряда от его смысла. А само по себе погружение в воду никоим образом не может осквернить ее, так как все человеческое естество создано Богом и в нем нет ничего скверного. Православная практика крещения с полным погружением лишь однозначно подтверждает это.
И напоследок я хотел бы повторить слова протоиерея Михаила Дудко касательно крещенских купаний: «Церковь не только это приветствует, но и возглавляет».
С праздником, дорогие братья и сестры!
Михаил Иванов, доктор богословия
19 января 2011 года.
с сайта http://www.pravoslavie.ru/put/44169.htm