по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила
165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
(921)672-26-24 (Алексей Казаков); (964)531-81-10 (священник Иннокентий Кулаков)
Календарь

Колонка редактора
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на праздничной службе в г. Салехарде.
21 сентября 2024 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новопостроенном Преображенском соборе Салехарда. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь о материальных и духовных ценностях нашей страны.








Колонка редактора



образ Евангелиста Матфея

Евангелие от Матфея: выбор


01.12.2013

В древности новости в прямом смысле передавались из уст в уста и назывались греческим словом «евангелион», что переводится на русский язык как «радостное», «благое известие». И вот две тысячи лет назад по всей Римской империи и даже за ее пределы были посланы гонцы с новой вестью. Только разослал их не император, как было принято, а Господь Иисус Хрис­тос. Обращаясь к ученикам, Он сказал: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28, 19–20). Исполняя это повеление, апостолы несли людям новость о победе Царя, но не земного, а Небесного, царствующего в сердцах и душах. И вот за этой самой новостью навсегда закрепилось греческое слово «Евангелие» — «Благая весть». Евангелие сначала передавалось устно, а затем некоторые из апостолов решили его записать. Так появилась книга с одноименным названием. И первой ее частью является Евангелие от Матфея, написанное апостолом и евангелистом Матфеем.

Кто-то может возразить — какая же это новость? Новостью это могло быть тогда, при жизни самого Матфея. А сейчас это просто рассказ о жизни Иисуса Христа. Но очень важно понять, что Евангелие — это не биография Христа, не стенограмма Его проповедей и бесед и не отчет о совершенных Им чудесах и исцелениях. Хотя Евангелие от Матфея очень похоже на жизнеописание: начинается оно рассказом о Рождении Христа, а заканчивается повествованием о Его смерти, воскресении и последних наставлениях ученикам. Но при всем этом, первое Евангелие, как и все остальные, остается новостью. Евангелия не просто сообщают — вот, посмотрите, там-то произошло вот это. Евангелисты говорят всем нам, что все написанное в их книгах произошло не просто как факт истории, а произошло и продолжает происходить как факт личной жизни каждого, обращающегося к Евангелию человека. Одним словом, произошло для каждого из нас и призвано изменить нашу жизнь.

Уже при первом, поверхностном, знакомстве с евангельским текстом можно увидеть самобытность каждого автора каждого Евангелия. Апостол и евангелист Матфей начинает свое Благовестие с родословной Господа Иисуса Христа. Перед читателем проплывает несколько десятков имен из Ветхого Завета, имен людей, каким­то образом связанных с Его рождением. Первый евангелист предлагает непростую задачу — если имена из родословной нам не знакомы, то придется приложить усилия, чтобы узнать их. Цель — не обогатить читателя знанием новых имен, а показать глубокую связь между двумя частями Библии — Ветхим Заветом и Новым Заветом. Кстати, иногда слово «ветхий» понимают как «старый, устаревший», но правильнее понимать это слово, как «прежний». Поэтому есть и Новый Завет, но «новый» не в том смысле, в каком бывают новыми вещи, книги, фильмы, через некоторое время переходящие в разряд старых. Новый Завет остается новым всегда, потому что не будет какого-то другого Завета между Богом и человеком. Ветхий Завет был подготовкой к встрече обетованного Мессии-Христа, Новый Завет являет Обетованного. Вот та новость, исполнения которой все ждали. Это одна из особенностей Евангелия от Матфея — постоянный возврат к Ветхому Завету, напоминание о людях Ветхого Завета, о пророчествах, исполнившихся на Иисусе Христе.

Затем евангелист Матфей рассказывает о человеческих сомнениях и поисках. Разве не о Рождестве Христовом? — может поправить меня внимательный читатель первого Евангелия. Да, о Рождестве. Но Матфеево Рождество являет не радость о Христе, а показывает переживания прямых участников.

Праведный Иосиф, обрученный Пресвятой Деве Марии, хочет тайно отпустить Ее (Мф. 1, 19), чтобы не навлечь подозрений в страшном грехе измены мужу. Иосиф знает пророчества, знает об ожидании Мессии и избавлении Израиля, но душу его терзают сомнения. И искренняя душа получает разрешение сомнений в словах Ангела Божия: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1, 20–21).

Далее мы слышим вопрос пришедших в Иерусалим мудрецов с Востока: Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2, 2). Они проделали долгий и трудный путь. Увидеть родившегося Младенца — цель не только их путешествия, но — жизни. Начинает искать Иисуса Христа и другой человек — царь Ирод, чье имя стало теперь нарицательным: ищет Младенца, чтобы погубить Его (Мф. 2, 13).

Вот так с первых глав Благовестия апостола Матфея перед нами поставлен вопрос: с кем мы, на чьей стороне? Для чего каждый из нас ищет Христа: чтобы поверить и поклониться Ему или чтобы отвергнуть и погубить? Искавшие Его мудрецы с Востока поняли, что нужно оставить все — дом, родных, друзей — и отправиться в опасное и долгое путешествие, чтобы лично увидеть Того, о чьем Рождении благовестила им явившаяся в небе звезда. Царь Ирод искал Христа, чтобы обезопасить свой трон от конкурента — нового Царя Иудейского. Никого и ничего не пожалел и не пощадил царь Ирод для достижения своей власти, точно так же он готов поступить и теперь. Одни — с радостью принимают, другие — с ненавистью отвергают, делая все, чтобы не допустить Христа в свою жизнь.

Следующая глава Евангелия от Матфея очень короткая. В ней повествуется об Иоанне Крестителе и его проповеди: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2). Покаяться — значит измениться, изменить свою жизнь, стать другим. Иоанн обличает тех, кто пришел к нему не искренне, кто не ищет действительного изменения своей жизни. Он готовил людей к встрече Христа, называл Его Тем, Кто очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Мф. 3, 12). Пшеничные зерна — это люди. Одно зернышко, брошенное в землю, дает уже не одно, а несколько новых зерен. Но чтобы зерно принесло плоды, оно должно погибнуть в земле, измениться. Также и человек должен измениться, принести плод, живя по Благовестию Христа. И вновь читатель перед выбором: стать плодоносящей пшеницей или соломой, которую сожгут…

В следующей главе выбор делает Сам Господь Иисус Христос, искушаемый диаволом (см.: Мф. 4, 3; Мф. 4, 6; Мф. 4, 8–9). Трижды Спаситель отвергает искушения… Здесь Евангелист не делает прямой отсылки к Ветхому Завету, но для его первых читателей все было предельно ясно — искушение змеем Адама и Евы. Змей предлагает Еве проверить истинность заповеди Божией и вкусить от плодов познания добра и зла: и увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт. 3, 6). Христос исправляет ошибку прародителей. Начинается новая история нового человечества. Каждый может выбрать, какой ответ даст он сам и в чью сторону направится.

Адам и Ева покидают Эдемский сад, потому что нарушение заповеди делает для них невозможным пребывание в раю: и воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся (Быт. 3, 9–10). Неправильный выбор превращает их в изгнанников. Выбор Христа возвращает из изгнания — об этом рассказывает следующая глава Евангелия. Иисус Христос, обращается к ученикам и собравшимся людям: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 3–12).

В Евангелии от Матфея употребляется греческое слово «макариос», то есть «блаженный, счастливый, богатый». Христос называет по-настоящему счастливыми и богатыми — нищих духом, плачущих, кротких. Это не какие-то, как сказали бы сейчас, обиженные жизнью люди, ничего не достигшие и не добившиеся, и поэтому ставшие кроткими, нищими, голодными. Христос говорит о тех, кто сделал выбор и отверг искушения, предложенные диаволом. Царство Небесное дается не тому, кто, поддавшись соблазну, вкусил плодов от древа познания добра и зла, чтобы стать «богом», через нарушение заповеди. Царство Божие дается тому, кто осознал себя нищим, то есть ничего не имеющим перед Богом, отдавшим всего себя в волю Божию, тому, кто надеется только на Бога, а не на что-то еще.

Евангелист Матфей сам прошел через подобный выбор: Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною (Мф. 9, 9). Сборщик налогов, оставив все, пошел за Иисусом Христом. Теперь вместо налогов он собирает души и сердца людей, откликнувшихся на его Евангелие и ставших ради Христа нищими духом, кроткими, алчущими и жаждущими правды. Евангелист предлагает сделать выбор и последовать вместе с ним и с Господом Иисусом Христом дальше: увидеть Его чудеса, услышать исповедание веры апостола Петра, побывать на горе Преображения, войти со Христом в Иерусалим перед праздником Пасхи, взойти на Голгофу и… увидеть Его славное Воскресение из мертвых. Увидеть это или потом поверить в это — зависит от выбранного пути, который мы делаем в начале: кланяемся ли Христу вместе с волхвами, принося Ему в дар все лучшее и ценное, или отвергаем Его, испугавшись за безопасность хрупкого царства нашего «я», в котором нет места больше никому…

 

Газета «Православная вера» №21 (497)





Фотоальбомы




Анонсы событий



1   ноября - Мч. Уара и с ним пострадавших. Собор Архангельских святых.

4   ноября  - Празднование Казанской иконе Божией Матери

5   ноября  - Димитриевская родительская суббота. Поминовение усопших. Апостола Иакова, брата Господня.

6   ноября  - Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

8   ноября  - Вмч. Димитрия Солунского

9   ноября  - Прп. Нестора Летописца

10 ноября  - Прп. Иова, игумена Почаевского. Свт. Димитрия, митр. Ростовского

11 ноября  - Прмц. Анастасии Римляныни

14 ноября  - Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их

18 ноября  - День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского

21 ноября  - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

22 ноября  - Иконы Божией Матери «Скоропослушница»

26 ноября  - День памяти святителя  Иоанна Златоуста

27 ноября  - Апостола Филиппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноября  - Начало Рождественского поста

29 ноября  - Апостола и евангелиста Матфея

30 ноября  - Свт. Григория чудотворца, еп. Неокесарийского



КЦ "Высокуша"


03.10.2024

Смирение – одна из важнейших христианских добродетелей. Когда я только шла к вере и воцерковлялась, мне казалось, что это качество – от слабости, от нежелания и неумения бороться, сопротивляться, отвечать на несправедливость.

И только несколько реальных историй заставили понять сердцем и принять, что сила – в смирении, в умении принять волю Божию, в вере в милость Господа.

17.09.2024
Девушка в ужасе бежала по кладбищу. Ноги в туфлях на высоких каблуках спотыкались о кочки старых грунтовых дорожек. Она была одета совсем не под стать окружающему пейзажу из крестов и могильных надгробий. Дорога казалась бесконечной, хотя старое сельское кладбище было не очень большим. Вот наконец из-за деревьев показались церковь и калитка.
24.08.2024

Мы многократно отмечали, что нашу страну захватила эпидемия сквернословия. И если 15-20 лет назад люди стеснялись употреблять в общественном пространстве матерные, нецензурные и просто оскорбительные слова, то теперь эта гадость льется повсеместно. Печально, что нынешние русские проклинают себя и дома в семейной обстановке, и с экранов телевизоров, и на страницах блогов и видеосайтов. До добра это не доведет, ни лично матершинников, ни нашу Родину.

 



Все новости КЦ "Высокуша" >


(921)672-26-24 (Алексей Казаков); (964)531-81-10 (священник Иннокентий Кулаков)

165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
© 2024