Слухи, сплетни, выступления лжепророков предрекают беды, нестроения и катастрофы, а средства массовой информации с бешеным удовольствием тиражируют эти пугающие сообщения и сводки. Что делать обычным людям? Как относиться к информационным помоям льющимся в их глаза и уши? Умирать от страха, бояться самих себя, за детей, за будущее?
Если мы православные христиане, верующие в Христово Воскресение, в добрый промысел о нас всемилостивого Господа, в его защиту от всего душевредного для нас, от того, что нам перенести не под силу - нам нечего бояться. Если Бог за нас, то кто против нас устоит.
Именно об этом говорил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност в проповеди на Бутовском полигоне. Мы публикуем его слово на нашем сайте.
Что страшливы есте … (Мф.8:26)
Проповедь архиепископа Сергиев-Посадского Феогноста, наместника Троице-Сергиевой Лавры, в день памяти архимандрита Кронида (Любимова) и с ним в Бутове пострадавших, после литургии в храме святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, 10 декабря 2013г.
Во имя Отца, Сына и Святого Духа!
Новый завет Господа нашего Иисуса Христа.
Как ясны, просты, хотя и очень кратки слова и история Нового завета, но как же важно опираться на них тех бурях и треволнениях, которые окружают и каждого из нас, и Церковь Христову.
Сколько страхов было, есть и будет! Сколько ужасов нагнетается перед будущим!
И вот в сегодняшнем Евангельском чтении о последних временах, а эти последние времена длятся уже более 2000 лет, звучат такие слова: «…люди будут издыхать от ожиданий грядущих бедствий…» Но это те люди, которые не верят в промысел Божий, которые не верят и не видят того, что Господь рядом, близ, преддверие…
Помните, такая замечательная, такая близкая нашему сердцу Евангельская история, когда Господь наш Иисус Христос был с учениками в лодке на Галилейском озере. Вдруг неожиданно поднялась буря, и когда ученики пытались что-то сделать, но испугались, и в страхе и ужасе, но с ропотом, обратились ко Христу: «Господи, неужели тебе нужды нет, погибаем…» И в ответ услышали слова Спасителя, в которых столько снисхождения, любви и добра: «Что тако страшливы есте?»
Эти слова ведь к каждому из нас относятся: - что тако страшливы есте?
В этом нет осуждения, нет угрозы, а есть доброта и снисхождение к нам. И образ этот - моря Галилейского – это образ окружающего нас мира. Корабль – это Церковь Христова, и он влается волнами, волны бьются в этот корабль, и страшно становится тем, кто считает себя учениками-апостолами, или просто корабельщиками на этом корабле.
Всем нам надо всегда помнить и слышать эти слова: - что тако страшливы есте?
Но не одни мы на этом корабле!
А если одни, то мы самые несчастные на свете люди. И сами обманываемся и других обманываем.
Но ведь с нами Господь, и Он не спит, и не дремлет… Слова Его, сказанные тогда – 2000 лет назад, они обращены именно к нам: - что тако страшливы есте?
Примером верности и бесстрашия нам могут служить святые Новомученики и Исповедники Русской Церкви - это те, кто засвидетельствовал верность свою Христу те, кто пронес свою Веру по жизни и перед лицом смерти благословили Бога – и мы молимся им.
Были и другие те, кто усомнились, кто дрогнули, кто не увидели, что Господь – близ, рядом.
За них – мы молимся, и в этом сила и красота Церкви.
К одним - мы взываем в молитве, о других - мы молимся. А Господь всех любит и всех принимает. Ведь Он сказал ученикам своим: «В дому у Отца Моего обители многи суть, и каждому там уготовано место.»
Конечно, нас не должна радовать погибель окружающего мира. А то ведь послушаешь, как думают некоторые «псевдоправославные»: все погибнут, а только я спасусь. Отними у таких «горехристиан» погибель мира и окружающих, они и спасения не захотят. Есть такие…
Однако подлинно православному человеку близка и естественна - искренняя, глубокая молитва за весь мир. Если мы внимательно почитаем записки Силуана, старца Афонского, то мы увидим глубину его покаяния, и силу полной любви молитвы за погибающий мир.
Господь дал нам этот живой образ, хотя это был не только образ, это была реальность, настоящая жизнь: корабль, который казалось бы погибал от бури, и взмолившихся учеников: «Учитель, нужды тебе нету, погибаем…» И подкрепляющие веру учеников слова Его - снисходительные и добрые - что тако страшливы есте?
Страх разрушает. Помните такое высказывание:«Боящийся – несовершенен в любви» (1Ин.4:18).
А любовь изгоняет всякий страх, но любовь – это когда мы забываем о себе.
А страх – это когда мы живем собой, о себе думаем, тогда нам бывает страшно.
Ведь все лучшее в этом мире было сделано теми, кто хотя бы на время забывал о себе. Все подвиги, вся красота мира была создана в моменты, когда человек забывал о себе.
Именно самозабвение есть свидетельство любви.
И это самозабвение было здесь, на этом скорбном месте, на Бутовском Полигоне, где множество людей засвидетельствовали свою верность Христу и благословили Его в смертный час.
Вот это очень важно осознать и понять, когда приходит эта смертная година, мгновение, неожиданно… Это может быть болезнь, катастрофа или еще какие-нибудь непредвиденные обстоятельства, и вот благословит ли Бога человек в это мгновение?
Если благословит – то это его свидетельство, и Господь принимает его.
Если не благословит – и такого Господь примет, но покаявшегося и смирившегося. Ибо не пришел Сын Человеческий, чтобы погубить мир, но чтобы спасти этот мир. Для этого пришел Господь.
Мы живем в Церкви, которая есть Тело Христово, а Христос за нас, ради нас отдал тело Свое.
И мы должны отдавать тело свое, забывать себя, но не пытаться спасать окружающих, как многие делают.
Вспомним слова преподобного Серафима Саровского, в них столько глубины: «Спасись сам – вокруг тебя тысячи спасутся».
Но нет, есть те, кто не хотят спасаться – они хотят спасать. И пугают нас угрозами грядущих бедствий. А ведь верующий человек ничего не боится, ему ничего не страшно, кроме одного – быть неугодным Богу. Ибо живет он здесь на земле - со Христом, а смерть - это приход ко Христу. Такие слова есть в одной из молитв: «телесные мучения – веселие рабом Твоим есть».
Когда мы живем в Вере, когда мы уповаем и не сомневаемся, не спит Господь.
Помните, как ветхозаветный Пророк Илья издевался над язычниками-жрецами вааловыми и их ложной, намеренно громкой молитвой: «Кричите громче! Может быть ваш бог заснул».
Но мы не служители бога Ваала, мы служители Бога – Единого в Троице – и не спит наш Господь, и даже не дремлет, а бдит и печется о спасении мира.
Вот в это мы должны верить, этим мы должны жить: что не мы спасаем Церковь, а Церковь спасает нас, и мы спасаемся Церковью и в Церкви - благодатью Христовой.
Молитвами святых Новомучеников и Исповедников и Радонежских и всех Российских, Господь да поможет нам покаяться, придти в разумение Истины, и по заповеди Господней «радоваться и веселиться, яко мзда наша многа на Небесех».
Всех поздравляем с праздником иконы Божией Матери «Знамение», с памятью Новомучеников и Исповедников Радонежских, причастников с принятием святых Христовых Тайн. Аминь.