Ежедневно утренним молитвенным правилом мы произносим Символ Православной Веры – очень важную для нас христиан молитву, и одновременно подтверждение нашего упования и надежды. В ней мы исповедуем веру в Троицу, в Рождение Иисуса Христа от Бога-Отца для нашего спасения от рабства греху и погибели, в Его Богочеловеческую сущность, в животворность для нас и всего находящегося на Земле - Духа Святого.
Мы произносим все эти возвышенные слова составленные Святыми отцами Первых Вселенских соборов, но обратимся теперь к нашим сердцам и нашей земной жизни, есть ли там, в нашей душе, та Вера, которую мы сейчас исповедовали? Доверяем ли мы во всех наших помыслах – промыслу Божию, ожидаем ли мы сопричастности нашим делам Духа Святого?
К сожалению, с полной уверенностью, сказать, что мы глубоко и искренне веруем во Христа и Святую Троицу не можем. Поскольку во множестве ежедневных дел и забот надеемся в первую очередь на себя, уповаем на милость начальников и помощь друзей, и что самое в наибольшей степени противно православию, верим в приметы и события, никак не связанные с тем, чему учил Иисус Христос и его ученики.
Наглядный тому пример, часто встречающееся даже среди воцерковленных людей, очень «чуткое отношение» к сновидениям.
Сыплются вопросы священникам: «Ко мне во сне пришла умершая тетя, она меня просила сделать то-то и то-то, как мне поступить?», или «Вот, в соседнем храме к одному дедушке, прошлой ночью, явился ангел, и сказал, что всех кто примет новые паспорта, ждет геена огненная, это правда?», или «Видели во сне большую воду - как бы море, что это значит?»
Что можно ответить на это? Сказать, что все это проделки нашего воспаленного околоцерковными спорами подсознания, нереализованное желание отдохнуть в отпуске, или все-таки нечто важное, о чем нам необходимо тщательно подумать и принять соответствующее жизненное решение?
Многие из сновидцев говорят, в Библии часто упоминаются сны, и значит сны - «от Бога». Действительно в Священном Писании Нового и особенно Ветхого Завета сновидения часто служат одним из способов передать Волю Божию, Божее Откровение. Сон Иакова о «Лествице от Земли до Неба», сны царей, которые пророчески комментировали пророк Даниил и праотец Иосиф, весть Иосифу-Обручнику о переселении Святого семейства из Вифлеема в Египет, тоже пришла во сне. Можно привести еще примеры. Вроде все правильно, видимое во сне - это благое известие, которое просто так не бывает. Более того, в некоторых книжках православных авторов современности, такие истории со снами порой служат подтверждением чьей-то святости или наоборот.
Но вернемся вновь к вопросу, который прозвучал несколько минут назад: «Насколько глубоко и твердо мы верим в Бога? Похожи ли мы своей жизнью, молитвой и покорностью воле Божией на тех ветхозаветных и новозаветных праведников, Богом избранных пророков, с которыми хотим сравниться в толковании снов и иных окружающих нас событий?» Совершенно очевидный ответ – нет, не похожи, мы не способны отличить Божиего дара от ... всего пустого, наносного, суетного!
Так почему мы по-прежнему присматриваемся к нашим ночным видениям, стараясь увидеть в них то, чего в них нет и не было. Почему Вере в Троицу и милосердие Иисуса Христа, вере в глубокий и благой промысел о каждом из нас, мы предпочитаем веру в мистические свойства «ночных откровений»? Почему мы верим лукавым бесам – «снотворцам» - давайте называть вещи своими именами - разыгрывающим с нами такие спектакли, и увлекающим нас в свое царство иллюзий и несбыточных мечтаний.
Да, в человеке, отпавшем давно-давно от Бога, поселилось ненужное желание узнать что-то, что лежит за гранью его обыденной жизни, нам всегда хочется забежать вперед, предугадать… И этим пользуются темные силы – соблазняя нас, завлекая нас сонными видениями, а также их добровольные помощники – гадалки, астрологи и экстрасенсы, получающие немалый доход от эксплуатации нашего неверия, нашего суеверия – т.е. веры в суетное, земное. И мы начинаем бежать за самосочиненными иллюзиями, вчитываемся в чужой обман - сонники и гороскопы, с немалым усердием обсуждаем с близкими, что же сегодня принесет нам «царство мира сего» - деньги, власть, плотские удовольствия... А в итоге оказываемся во власти бесовской: очень далеко от Бога и спасения, на краю вечной погибели.
Что же делать, ведь во сне человек, казалось бы, не способен сопротивляться? Но это не так, весь опыт святых отцов древности и более поздних лет говорит, что молитва – и искреннее призывание помощи Господа нашего Иисуса Христа, непременная защита от бесовских наваждений, «если Бог за нас, кто на ны (нас победит)!»
Поэтому никогда не нужно бояться ночных иллюзий. Относитесь ко снам, как к видам мелькающим за окном поезда, а приступающие к вам смутительные сонные наваждения и мысли отгоняйте молитвами Христу, Богородице, святым угодникам. Также усиленной молитвой о здравии или упокоении стоит поминать своих усопших или живых родственников, появляющихся в сновидениях. Это работа нашей памяти - это дело благое. А если вы недостаточно уверены в собственных молитвенных силах – попросите помолиться за них, подав записки на проскомидию в храме.
И возвращаясь к истинной вере: как же вселить в сердце ту веру, те чувства, о которых говорится в Символе веры? То, что по немощи невозможно нам, возможно Богу, просите у Бога укрепления в ней, как просил Иисуса Христа отец больного отрока: «Верую Господи, помоги моему неверию».