В 2011 году святейший патриарх Кирилл определил, что приходское служение является одним из приоритетных служений Церкви. На архиерейском соборе того же года были приняты соответствующие решения способствующие более последовательно и систематично осуществлять вне богослужебную жизнь церковных приходов. Задачей стало то, чтобы приходская жизнь вне храма стала нормой, а не исключением. И сегодня можно увидеть много достойных примеров, когда церковная жизнь выходит за ограду храмовой территории и осуществляет себя в катехизаторском, социальном и молодежном служении.
Реализация церковно-приходской жизни имеет достаточно много условий способствующих или напротив усложняющих эту задачу. К этим условиям можно отнести и местоположение храма-прихода. Обычно в церкви, как в жизни, существует два типа жителя сельский и городской. Различия сельского и городского прихожанина обусловлены той средой в которой они обитают.
Городской прихожанин посещая храм, посещает духовный, культурный оазис. Оазис который четко контрастирует с окружающей яркой, но раздражающей и внутренне разрушительной действительностью. Это человек, часто истосковавшийся по тишине, внутреннему ладу и гармонии. Церковная жизнь для него это попытка ухода из мира человеческого в мир Божий, где каждый новый человек это единоверец и единомышленник.
На селе человек, даже после всех исторических ломок, сохранил некоторую внутреннюю здравость, такую как приверженность к труду, к земле. Способность существовать за счет даров природы. Рожденный и выращенный на лоне природы, сельский житель, хотя часто и неосознанно, но в тоже время впитал дух красоты творения Божия. Хотя нужно сказать, что с каждым годом, это благое влияние на сельского жителя ослабляется по причине все большей перемены ценностей, от традиционных к современным. Да и деревня сегодня это не сплоченное трудовое хозяйство, а брошенная и запущенная земля, закрытые и разоренные предприятия, и люди, потерянные и забытые, государством и властью, но не забытые Богом.
Пинежский район, Пинежское благочиние – это родина многих святых: св. пр. Иоанна Кронштадтского, св.пр. Артемия Веркольского, место подвигов прп. Макария Красногорского и место упокоения прп. Никона Оптинского. По территории занимает порядка 32 тыс. кв. км. , что соответствует территории Бельгии. Протяженностью с севера на юг в 339 км. Население района на сегодня составляет 25 тысяч человек. Хотя даже в 1885г. население района составляло 28,5 тыс. человек. А за прошедшие 20 лет район потерял с 41,5 тыс. в 1993г. по сегодня 16,5 тыс. чел. Средний возраст жителя Пинежья 48 лет, с каждым годом увеличивается, т.к. преобладающее количество пожилых людей. При этом продолжительность жизни среди женщин выше среднего достаточно высокая 73 года, а среди мужчин в среднем 60 лет.
Отсутствие производств, упадок сельского хозяйства, неразвитая инфраструктура, сложная демография делают очень непростой жизнь на Пинежье.
Церковно-приходская жизнь зародилась сразу же с появлением на этой земле первых христиан, еще в конце 14 века и существовала вплоть до советской власти. Приходы, представляли из себя, территориальные единицы объединенные в волости, с возложенными на них государственно-регистрационными функциями. Помимо этого, некоторые приходы имели яркую специфику в своей церковной деятельности. Так Чухченемский приход был славен своими переписчиками книг, а Пиринемский почитанием и сохранением мощей в будующем прославленной святой отроковицы Параскевы. Сурский приход приобрел известность благодаря деятельности св. пр. Иоанна Кронштадтского.
В настоящее время положительным явлением в жизни района, является возрождающаяся церковная жизнь. Сегодня на территории благочиния действует 19 храмов и часовен, и еще 7 восстанавливаются или строятся заново. При строительстве храмов или часовен преобладают постройки, с квадратной в плане клетью (четвериком), двускатной крышей с 1, 2-мя или 3-я куполами, небольших по объему, деревянных церквей.
Известно, что на территории благочиния расположено два монастыря: Свято – Артемиево Веркольский мужской монастырь и женский монастырь св. пр. Иоанна Кронштадтского на родине праведника в с. Сура.
Существующие приходы можно условно отнести к следующим типам:
1) приходы являющиеся подворьями св. Артемиево Веркольского монастыря.
2) Самостоятельные приходы, имеющие своего настоятеля.
3) Приходы находящиеся в духовном окормлении настоятелями других храмов или священниками благочиния.
Деление это достаточно условно, т.к. каждый храм, находящийся в определенном селе или деревне, территориально концентрирует вокруг себя инициативных прихожан, которые несут практически всю ответственность за деятельность прихода. Они же, (при отсутствии штатного) приглашают священника для проведения богослужений и иных мероприятий, связанных с жизнью прихода и имеют широкую свободу действий в плане реализации церковно-приходской жизни.
Количество прихожан в Пинежском благочинии составляет 424 человека, что значит 1.7% от общего количества жителей. Естественно цифра эта не статична, она изменяется, но все же на нее можно с уверенностью опираться, потому что колебания ее незначительны и не повлияют на картину в целом.
Подавляющее большинство прихожан женщины, средний возраст прихожан 55 лет.
По типу прихожан, приходы можно разделить на два вида, а именно по характеру исторического происхождения населенного пункта в котором тот или иной приход находится.
1) Село, деревня и поселения с вековой историей. Здесь на протяжении многих поколений проживают коренные жители Пинежья. История населенного пункта, с глубокими традициями отражается на характере, темпераменте и мировосприятии людей. Возраст прихожан, в этой группе, как правило немного больше, чем в среднем по пинежью. Имеет сильное влияние психологический фактор памяти прежней жизни в советский период. Для многих жителей этих населенных пунктов, еще живы воспоминания о разрушенных и разоренных храмах, существовавших до Советской власти, поруганной вере, а многие или сами лично или их предки принимали участие в разорении. Поэтому обращение к вере здесь осуществляется особенно тяжело, воцерковление долговременно. Внешне не эмоциональные и сдержанные в чувствах верующие имеют сугубую склонность к обрядовости и поверхностному восприятию веры.
Однако, нельзя не отметить большую благорасположенность и уважение ко священникам и всем лицам духовного звания. Слово Божие и проповедь принимают открыто и просто.
2) Поселения созданные во второй половине прошлого века. Здесь проживают приезжие из бывших республик СССР (Украина, Белоруссия, Казахстан, Молдавия), а также из других регионов России. Церковным приходам в таких населенных пунктах характерен более молодой возраст прихожан, в следствии чего, более высокая активность церковно-приходской деятельности. Однако в связи с тем, что приходы в таких поселениях стали появляться относительно недавно, степень воцерковления не высока и количество причастников в обеих группах примерно одинакова, что составляет по большим праздникам 70-80% от общего количества прихожан.
В благочинии совершается порядка 100 – 110 богослужений (Божественных Литургий) в год в среднем на каждый приход. Также совершаются необходимые для духовной жизни Таинства, в т.ч. Таинство Святого Крещения. В 2013 г. было крещено 95 человек, причем с каждым годом количество крещаемых падает, по причине увеличения требований подготовки к кандидатам в крещаемые и крестные.
Одной из основных проблем приходов является организация внебогослужебной жизни. Проблема включенности прихожан в небогослужебную жизнь не нова. Сама суть приходской жизни подразумевает наличие коллективно разделяемых интересов, не ограничивающихся участием в богослужениях. Однако, во многих храмах не сложились активные приходские общины, с внебоголужебной жизнью. Очевидно, такая ситуация существует, как следствие отрыва верующих от обыденной приобщенности к Церкви, истоки которого относятся к Советскому прошлому. Наша церковная жизнь индивидуализировалась, стала делом сугубо личным. Каждый живет и подвизается сам по себе, а поэтому часто не может даже воспринимать другого духовного опыта. Однако, следует отметить усилия настоятелей приходов и священников благочиния в деле воцерковления населения. Так, предпринимаются шаги в деле катехизации паствы, проводятся катехизаторские беседы, где рассматриваются вопросы связанные с вероучением (таинствами, догматами), богослужениями, актуальными проблемами прихода; существует практика совместных трапез. И несомненно то, что каждый приход за время своего существования приобрел определенный опыт. И задача сегодня этим опытом поделится.
Очевидно то, что далеко не на каждом приходе может сложиться та или иная форма внебогослужебной приходской жизни. Где то, так и не удалось организовать воскресную школу, зато там есть хороший клирос, а на другом приходе научились разговаривать с сектантами, а где то смогли организовать социальную деятельность. Я думаю, что одной из первых задач в организации приходского служения в благочинии могло бы быть определение специфики каждого прихода. Для этого нужно реально оценить материально-технические, человеческие возможности, вероятно, в чем-то оказать поддержку. Зачастую храм может реализовывать одну, две серьезные инициативы, и трудно разделить их отдельно на миссионерскую, молодежную или социальную работу. Это нельзя не учитывать. И пусть в каждом случае будет развиваться что-то свое, главное — обеспечить высокий уровень и стабильность.
Несомненным плюсом в деле организации церковно-приходской жизни может стать практика «шефства», городских приходов над сельскими. Подобная практика может выражаться в совместных богослужениях, проведении церковных праздников, в т.ч. вне храма. Совместной катехизации и множестве иных мероприятий способствующих взаимному обогащению, духовному сближению, укреплению и утверждению в вере через единую духовную среду.
На лоне природы Каин убил Авеля. И потом построил город. Сегодня Каин стремится уничтожить саму среду, изгнать человека из его естественной среды. Имен у этого Каина сегодня много. Это даже не имена это идолы, кумиры сегодняшнего дня, такие как: рентабельность, экономические показатели, конкуренция. На них молятся. Однако забыто о душе, забвению предан человек. И в современной системе бытия, устроенной человеком, только Церковь Божия, существующая не «потому что», а вопреки всему, имеет потенциал возрождаться из не бытия. И наша вера, наша история не дает нам оснований сомневаться в этом. И конечно сегодня, с болью вглядываясь во всю сложность ситуации сложившейся на Пинежье, на Русском Севере, в России, понимаешь, что изменения возможны только благодаря чуду, чуду Божию. И у этого чуда, есть предпосылки, которые дают нам надежду. Это жизнь больших и малых, сельских и городских приходов. Активная, набирающая ход, движимая сердцами не равнодушных, но живых Божиим Духом людей приходская жизнь.