по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила
165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
(921)672-26-24 (Алексей Казаков); (964)531-81-10 (священник Иннокентий Кулаков)
Календарь

Колонка редактора
Воспоминания об архимандрите Павле (Груздеве)

13 января 2021 года отмечалась 25 годовщина со дня смерти одного из русских подвижников благочестия ХХ века архимандрита Павла (Груздева). Старец как и многие православные верующие его поколения прошел гонения, лагеря и тяжкие жизененные обстоятельства, но не потерял самого главного - Веры в Бога и Его добрый промысел о людях. Мудрость данную годами молитвы и свою любовь к ближнему старец облекал иногда в непривычную грубую форму - юродствовал.

Царствие Небесное, архимандриту Павлу! 









Инокиня Наталья (Каверзнева). Про марки цемента и догмат иконопочитания.



07.03.2020

Когда в «постперестроечные» годы государство стало отдавать Церкви храмы, случалась такая сложность: храм является памятником архитектуры, а у Церкви нет специалистов, чтобы этому памятнику обеспечить правильный уход. Поэтому за храмами закреплялись от государства архитекторы, которые имели довольно большие полномочия.

 

Нередко это приводило к новым сложностям. Когда архитектор смотрел на настоятеля как на дремучего мракобеса, а настоятель считал архитектора просто пережитком советской власти, который призван мешать Церкви любой ценой.

Увы, порой эти оценки были правильными. Причем и с той, и с другой стороны, как ни досадно это признавать. Но мне повезло: в московском храме, где я помогала, настоятелем назначили человека глубоко богобоязненного.

Там тоже был закреплен архитектор – весьма энергичная женщина. В отношении к «церковникам» казалось, что она «закусывает удила», но как специалист была безупречна. А настоятель, повторюсь, самоотверженно стремился искать волю Божию во всем и всегда. Поэтому общий язык они нашли.

Мне довелось присутствовать при начале этого процесса.

Отец настоятель закупил цемент, чтобы оштукатурить подвал. А надо сказать, что храм этот был построен на рубеже XVII и XVIII веков и хотя внешний вид имел уже не вполне традиционный для русских храмов, но в самой постройке сохранял еще массу черт старинной архитектуры.

Двухэтажный храм плюс столько всяких подвалов, полуподвалов и подвальчиков, столько входов и выходов, столько хитрых ниш, выемок и отверстий в толще стен – для вентиляции, для акустики, для полочек… – и еще неведомо для чего. У нас, вчерашних советских комсомольцев, такое соприкосновение со стариной вызывало почти болезненное восхищение.

И вот – отец настоятель закупил цемент. А с архитектором не посоветовался. И я стала свидетелем того, как эта женщина кричит на любимого мною священника:

– Что это?! Что это такое?!! Вы третий подвал этой дрянью оштукатурите, а у меня на втором ярусе иконостас «зацветет» (то есть заплесневеет)! – вопила она, размахивая накладными на цемент прямо перед носом отца настоятеля.

«Какая наглость! – подумала я. – Опять придирки!»

Но маститый протоиерей подумал иначе. Он попросил прощения и пообещал быть внимательнее к строительным вопросам. Видимо, именно поэтому архитектор тут же остыла и даже извинилась за риск, которому подвергла нос почтенного батюшки.

Тогда впервые глубоко поразила мое сознание мысль, какие удивительные связи могут существовать между вещами. И как много надо опытно узнать, чтобы увидеть хотя бы некоторые из них.

***

Вот мы проходим поприще Великого поста. И самое первое его воскресенье посвящено догмату иконопочитания. Как будто это самое главное в Великом посте, как будто это – первая тема и первое открытие, к которым мы приходим, строжайше отпостившись первую неделю.

Почему? Какая тут связь?

Давайте присмотримся к тем религиозным течениям нашего времени, которые именуют себя христианскими, но не признают икон. Они не признают и постов! Постов, продолжительных богослужений, стояния на них, поклонов. Не выносят монашества…

А теперь посмотрим на историю Церкви: в каком-нибудь VIII веке в Константинополе иконоборцы были против постов, длинных служб, поклонов… Монахов вообще убивали – топили в мешках. Разве не удивительно это совпадение вкусов сквозь такое время и расстояние?

Итак, те, кто, считая себя христианами, не принимают иконопочитания, – не принимают в конечном итоге и вообще всего строя аскетической жизни! Сообразно этому и у тех, кто сохранил священные изображения, но в каком-то искаженном виде (например в виде живописи) будут и искаженные представления об аскетике.

Почему? Потому что икона является выражением таких положений христианства, которых никак не понять и не принять христианским течениям, исключившим или исказившим понятие подвига.

На иконе изображается человеческое естество, преображенное христианским подвигом.

Изображаются те, кто подвизался – воевал со злом – на земле, в рядах Церкви Воинствующей, победил в этой войне и вошел в Церковь Торжествующую.

Это совсем особая война, не похожая на войны людей. Здесь зло такое явное, такое беспримесное… и в то же время такое родное и близкое – собственное зло падшего человека. И потому требуется особое мужество и особое самоотречение.

Но это зло стояло между ними и их Сладчайшим Господом – и они не сложили оружия! И теперь они взирают на нас с икон – с этих окон Небесного Царства, – и мы видим, с кем имеем дело. Видим глазами.

По орденам не всегда поймешь – с настоящим ли фронтовиком-героем имеешь дело. По нашивкам за ранение это сделать гораздо проще. Святые – герои-победители, и на их ликах и ризах сверкают пробела и ассист – сполохи славы Божественного Света. Но чтобы никто не подумал, что награды эти дались им без крайнего с их стороны самоотвержения, нам оставлены и следы тех ран, которыми они нещадно уязвляли своего ветхого человека. Их новый человек несет те следы, как воин несет нашивки за ранения.

У них удлиненные, истонченные фигуры.

Их очи – это глаза людей, «изведавших болезни» вслед за своим Господом; глаза людей, «пришедших от великой скорби».

Строги и сосредоточенны их лики, сухи их губы, тонки их руки…

Тонки, но не бессильны!

Строги, но не осуждающи!

Скорбны, но не отчужденны!..

Напротив: в них много энергии, внимания, сопереживания. «Их сложенные в благословении персты – зовут нас и в то же время преграждают нам путь» (Евгений Трубецкой). Зовут – ибо всемерно желают, чтобы мы разделили с ними радость горнего царства. Преграждают – ибо туда не входит ничто нечистое и злое.

И вообще – вместе с этим крайним аскетизмом, вместе с измождением и потаенной скорбью – настоящая икона удивительно красочна и жизнерадостна. Можно даже сказать, что радость – это самое главное, что она возвещает миру.

Такое сочетание высшей скорби и высшей радости – одна из самых сложных загадок, какая ставится перед мировой художественной критикой. Но нам, верующим людям, изнутри приоткрывается и эта удивительная связь. Нет Пасхи без Страстной седмицы; и к радости всеобщего воскресения нельзя пройти, минуя Крест Господень.

 

6 марта 2020 г.

 

http://pravoslavie.ru/129036.html





Фотоальбомы




Анонсы событий



7 января н.ст. - Рождество Христово.

14 января н.ст - Обрезание Господне. Новый год по старому стилю. 

19 января н.ст. - Богоявление (Крещение) Господа нашего Иисуса Христа

23 января – Святителя Феофана, Затворника Вышенского

24 января – Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника

25 января – м-цы Татианы

27 января – Отдание праздника Богоявления, равноапостольной Нины, просветительницы Грузии

29 января – блаженного Максима Тотемского

30 января – прп. Антония Великого

31 января – Прпп. Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского



КЦ "Высокуша"


19.01.2021

В праздничный день Крещение Господня хотим предложить Вам интересный фильм об истории создания знаменитого шедевра художника Александра Иванова "Явление Христа народу". О трудном пути и работе художника, об участии в создании картины писателя Николая Гоголя можно посмотреть...

 

22.12.2020

- Ну, нам пора, — попрощались Они, вновь поднимая вёсла.

- В добрый путь! Возьмите.

На дно изящной лодки упал моток старого, потрёпанного, видавшего виды корабельного троса.

- Для чего это? - удивлённо спросили Двое.

25.11.2020

Нам, родившимся за железным занавесом, повезло.

Мы были чисты и наивны, как островитяне-дикари перед встречей с белым человеком, у которого есть волшебная огненная вода и ослепительные стеклянные бусы. Не видели рекламы по ТВ, не имели гаджетов (волк с корзиной не в счет, это редкая и дорогая игрушка, как и дефицитный кубик Рубика), про компьютерные игры знали только из фантастических фильмов.



Все новости КЦ "Высокуша" >


(921)672-26-24 (Алексей Казаков); (964)531-81-10 (священник Иннокентий Кулаков)

165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
© 2021