по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила
|
|||||||
165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм (921)672-26-24 (Алексей Казаков); (964)531-81-10 (священник Иннокентий Кулаков) |
|||||||
|
|||||||
|
Главная / КЦ "Высокуша" / Новость
Инокиня Наталья (Каверзнева). Про марки цемента и догмат иконопочитания.07.03.2020
Когда в «постперестроечные» годы государство стало отдавать Церкви храмы, случалась такая сложность: храм является памятником архитектуры, а у Церкви нет специалистов, чтобы этому памятнику обеспечить правильный уход. Поэтому за храмами закреплялись от государства архитекторы, которые имели довольно большие полномочия.
Нередко это приводило к новым сложностям. Когда архитектор смотрел на настоятеля как на дремучего мракобеса, а настоятель считал архитектора просто пережитком советской власти, который призван мешать Церкви любой ценой. Увы, порой эти оценки были правильными. Причем и с той, и с другой стороны, как ни досадно это признавать. Но мне повезло: в московском храме, где я помогала, настоятелем назначили человека глубоко богобоязненного. Там тоже был закреплен архитектор – весьма энергичная женщина. В отношении к «церковникам» казалось, что она «закусывает удила», но как специалист была безупречна. А настоятель, повторюсь, самоотверженно стремился искать волю Божию во всем и всегда. Поэтому общий язык они нашли. Мне довелось присутствовать при начале этого процесса. Отец настоятель закупил цемент, чтобы оштукатурить подвал. А надо сказать, что храм этот был построен на рубеже XVII и XVIII веков и хотя внешний вид имел уже не вполне традиционный для русских храмов, но в самой постройке сохранял еще массу черт старинной архитектуры. Двухэтажный храм плюс столько всяких подвалов, полуподвалов и подвальчиков, столько входов и выходов, столько хитрых ниш, выемок и отверстий в толще стен – для вентиляции, для акустики, для полочек… – и еще неведомо для чего. У нас, вчерашних советских комсомольцев, такое соприкосновение со стариной вызывало почти болезненное восхищение. И вот – отец настоятель закупил цемент. А с архитектором не посоветовался. И я стала свидетелем того, как эта женщина кричит на любимого мною священника: – Что это?! Что это такое?!! Вы третий подвал этой дрянью оштукатурите, а у меня на втором ярусе иконостас «зацветет» (то есть заплесневеет)! – вопила она, размахивая накладными на цемент прямо перед носом отца настоятеля. «Какая наглость! – подумала я. – Опять придирки!» Но маститый протоиерей подумал иначе. Он попросил прощения и пообещал быть внимательнее к строительным вопросам. Видимо, именно поэтому архитектор тут же остыла и даже извинилась за риск, которому подвергла нос почтенного батюшки. Тогда впервые глубоко поразила мое сознание мысль, какие удивительные связи могут существовать между вещами. И как много надо опытно узнать, чтобы увидеть хотя бы некоторые из них. *** Вот мы проходим поприще Великого поста. И самое первое его воскресенье посвящено догмату иконопочитания. Как будто это самое главное в Великом посте, как будто это – первая тема и первое открытие, к которым мы приходим, строжайше отпостившись первую неделю. Почему? Какая тут связь? Давайте присмотримся к тем религиозным течениям нашего времени, которые именуют себя христианскими, но не признают икон. Они не признают и постов! Постов, продолжительных богослужений, стояния на них, поклонов. Не выносят монашества… А теперь посмотрим на историю Церкви: в каком-нибудь VIII веке в Константинополе иконоборцы были против постов, длинных служб, поклонов… Монахов вообще убивали – топили в мешках. Разве не удивительно это совпадение вкусов сквозь такое время и расстояние? Итак, те, кто, считая себя христианами, не принимают иконопочитания, – не принимают в конечном итоге и вообще всего строя аскетической жизни! Сообразно этому и у тех, кто сохранил священные изображения, но в каком-то искаженном виде (например в виде живописи) будут и искаженные представления об аскетике. Почему? Потому что икона является выражением таких положений христианства, которых никак не понять и не принять христианским течениям, исключившим или исказившим понятие подвига. На иконе изображается человеческое естество, преображенное христианским подвигом. Изображаются те, кто подвизался – воевал со злом – на земле, в рядах Церкви Воинствующей, победил в этой войне и вошел в Церковь Торжествующую. Это совсем особая война, не похожая на войны людей. Здесь зло такое явное, такое беспримесное… и в то же время такое родное и близкое – собственное зло падшего человека. И потому требуется особое мужество и особое самоотречение. Но это зло стояло между ними и их Сладчайшим Господом – и они не сложили оружия! И теперь они взирают на нас с икон – с этих окон Небесного Царства, – и мы видим, с кем имеем дело. Видим глазами. По орденам не всегда поймешь – с настоящим ли фронтовиком-героем имеешь дело. По нашивкам за ранение это сделать гораздо проще. Святые – герои-победители, и на их ликах и ризах сверкают пробела и ассист – сполохи славы Божественного Света. Но чтобы никто не подумал, что награды эти дались им без крайнего с их стороны самоотвержения, нам оставлены и следы тех ран, которыми они нещадно уязвляли своего ветхого человека. Их новый человек несет те следы, как воин несет нашивки за ранения. У них удлиненные, истонченные фигуры. Их очи – это глаза людей, «изведавших болезни» вслед за своим Господом; глаза людей, «пришедших от великой скорби». Строги и сосредоточенны их лики, сухи их губы, тонки их руки… Тонки, но не бессильны! Строги, но не осуждающи! Скорбны, но не отчужденны!.. Напротив: в них много энергии, внимания, сопереживания. «Их сложенные в благословении персты – зовут нас и в то же время преграждают нам путь» (Евгений Трубецкой). Зовут – ибо всемерно желают, чтобы мы разделили с ними радость горнего царства. Преграждают – ибо туда не входит ничто нечистое и злое. И вообще – вместе с этим крайним аскетизмом, вместе с измождением и потаенной скорбью – настоящая икона удивительно красочна и жизнерадостна. Можно даже сказать, что радость – это самое главное, что она возвещает миру. Такое сочетание высшей скорби и высшей радости – одна из самых сложных загадок, какая ставится перед мировой художественной критикой. Но нам, верующим людям, изнутри приоткрывается и эта удивительная связь. Нет Пасхи без Страстной седмицы; и к радости всеобщего воскресения нельзя пройти, минуя Крест Господень.
6 марта 2020 г.
|
ФотоальбомыАнонсы событий
1 ноября - Мч. Уара и с ним пострадавших. Собор Архангельских святых. 4 ноября - Празднование Казанской иконе Божией Матери 5 ноября - Димитриевская родительская суббота. Поминовение усопших. Апостола Иакова, брата Господня. 6 ноября - Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 8 ноября - Вмч. Димитрия Солунского 9 ноября - Прп. Нестора Летописца 10 ноября - Прп. Иова, игумена Почаевского. Свт. Димитрия, митр. Ростовского 11 ноября - Прмц. Анастасии Римляныни 14 ноября - Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их 18 ноября - День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского 21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных 22 ноября - Иконы Божией Матери «Скоропослушница» 26 ноября - День памяти святителя Иоанна Златоуста 27 ноября - Апостола Филиппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост 28 ноября - Начало Рождественского поста 29 ноября - Апостола и евангелиста Матфея 30 ноября - Свт. Григория чудотворца, еп. Неокесарийского КЦ "Высокуша"
|
|||||
(921)672-26-24 (Алексей Казаков); (964)531-81-10 (священник Иннокентий Кулаков)
|
|||||||
165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм |
© 2024 |