по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила
|
|||||||
165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм (921)672-26-24 (Алексей Казаков); (964)531-81-10 (священник Иннокентий Кулаков) |
|||||||
|
|||||||
|
Главная / КЦ "Высокуша" / Новость
Мария Непша. Жертва ради славы других.31.10.2023
«Зззззззззз», - оглушительно звенит школьный звонок. В ту же секунду из кабинетов выбегает толпа мальчишек и девчонок. Крики, приветствия, суматоха, столкновения, громкие голоса старшеклассников, заглушающие писк пятиклашек. За нудный и длинный урок дети продумали тысячи шалостей и теперь спешат всех их осуществить. Они делятся на группы, о чем-то разговаривают, бегают, падают, просто стоят. Гул наполняет коридор третьего этажа. Учителя тоже начинают постепенно выходить из классов, закончив все дела и обождав пока пройдет сокрушительная волна учеников. Дети небрежно здороваются с ними, продолжая заниматься своими делами.
Только один кабинет еще не открывался после того, как оттуда выплеснулась толпа детей. За дверью тихо. Некоторые любопытные, которым нечем заняться, так как всем, кому можно, они уже напакостили, подходят к двери и заглядывают в замочную скважину, желая посмотреть, что там делается. В кабинете осталась одна учительница… *** Она в основном ходила задумчивая. Редко болтала о пустяках с другими учителями. Для всех она казалась странной в этой оживленной школьной атмосфере. Вне урока она обычно молчала. Ее скорее можно было назвать внимательным слушателем, чем рассказчиком. Слушать она действительно умела. Когда ей что-то начинали рассказывать, она молча поворачивала голову набок и, заглядывая в глаза собеседнику, слегка кивала головой, тем самым ободряя рассказчика. Если ей не нравилось то, что ей рассказывали, она тихо, но четко произнося слова, переводила разговор на другую тему так, что рассказчик даже не замечал, что разговор поменялся. Она никогда не повышала голос, никто не слышал от нее грубого слова. Она была учительницей литературы и русского языка. Об этом она мечтала с детства. Когда другие дети, лежа в постели, мечтали о новых игрушках, подарках, играх, она мечтала стать учительницей, как ее любимая классная руководительница. Засыпая, она представляла, что учит детей, рассказывает им много-много интересного и полезного. С возрастом желание стать учителем не проходило, а наоборот усиливалось. В старшей школе она обнаружила у себя талант писать сочинения, тягу к литературе, поэтому поступила на учителя русского языка и литературы. Почему она, тихая и неразговорчивая, но зато внимательная к людям выбрала эту профессию? Только она сама может рассказать нам. Когда она пришла в школу, учительницу приняли спокойно, без шумных оваций. Учителя, веселые и любящие поболтать, равнодушно отнеслись к тихой и неразговорчивой коллеге. Ученики просто приходили к ней на урок, слушали, читали, писали, не задумываясь, что они для учительницы – все. Поначалу многие дети, желая вывести ее из себя, не делали домашнюю работу. Но она никогда не ругала их, а просто спокойно просила их принести домашнюю работу в следующий раз. И происходило необычное. Самые отъявленные двоечники вдруг начинали читать, писать сочинения, учить правила и чуть ли не становились отличниками после разговора с учительницей. Она знала очень много всего самым наилучшим образом. Казалось, она могла ответить на любой вопрос, и для не существовало трудностей. Это заставляло других уважать ее, и скоро никто не пытался сказать что-то плохое про нее. Свои великолепные знания, которые она почерпнула из книг, из разговоров с родителями, тоже умными и образованными людьми, из лекций профессоров, из школьных уроков и институтских пар, она все время передавала своим ученикам, которых любила и уважала. Как только она начинала говорить о литературе или русском языке, она оживлялась, ее глаза загорались ярким блеском. Она сразу же превращалась из серенькой мышки в предмет внимания всего класса. На ее уроках никогда и никто не разговаривал. Все слушали только ее и видели тоже только ее. Каждое слово, сказанное ею, было как бриллиант и на всю жизнь оставалось в сердцах учеников. Наверное, она часто молчала, не желая вступать в разговор, потому что знала, что пользы от него не будет. Она тщательно раздумывала над каждой мыслью, словом, желая, чтобы в душе каждого человека прорастали только добрые семена, а плохие погибали. Своими высказываниями она делала для людей много хорошего. Знания были ее сокровищем, которым она стремилась поделиться со всеми, при том так, чтобы они остались у людей на всю жизнь и принесли им только пользу. Она жила для учеников. Приходила в школу рано, готовила материал, встречала детей с улыбкой и каждый раз рассказывала что-то новое и интересное. Учителя скоро привыкли к ней. Вскоре они с интересом стали слушать ее рассказы и часто просили им помочь в трудных ситуациях. При этом ее слова никогда не звучали как нравоучения, но зато очень помогали коллегам. Она приходила на уроки каждый день. Она отдавала всю себя ученикам. Она не знала устали и была готова учить с утра до ночи, передавая свои драгоценные знания новому поколению. Она никогда не сомневалась в своих учениках. Даже когда они сбивались с верного пути, она своим трудолюбием и любовью помогала им вернуться на правильный путь. Для каждого своего ученика она находила нужные слова, закладывала в детей фундамент, от которого зависла их будущая жизнь. Так проходил год за годом. Один выпуск учеников сменялся другим, а она продолжала неутомимо работать, взращивая новое поколение. Дети, ее выпускники, со слезами на глазах прощались с ней, уходя во взрослую жизнь. Однако ей становилось с каждым годом все труднее и труднее работать, здоровье подкашивалось, но она трудилась и трудилась. Огромная ответственность лежала на ней. Ответственность за судьбы учеников. Она никогда не забывала о том, что от ее слов и отношения к детям зависит их мировоззрение, поведение, жизнь. Ей было необходимо взращивать лишь хорошие ростки в сердцах учеников, а плохие искоренять. И она делала это каждый день. И не считала это какой-то огромной заслугой. Это была ее обязанность. Это был ее путь, который она выбрала с детства. Учителя-коллеги уважали ее и учились у нее. А фразы ее становились известными на всю школу. Но она не считала все это заслугой. Она просто была счастлива от того, что имела возможность работать на благо людям. Это было ее смыслом жизни. Ученики перенимали ее манеру общения, жесты, которыми она могла без усилий успокоить расшумевшийся класс, наказать нерадивого ученика, ведь по одному движению ее губ или глаз можно было понять, что она недовольна, рассержена. Поднятием руки, легким и плавным, она делала так, что дети переставали шуметь. Говорила она певуче, негромко, спокойно, так, что все сказанное ею невольно запоминалось. Вряд ли какой-нибудь человек мог сказать, что она не сумела передать свои знания ученикам. Нет, она – учитель с большой буквы. Она яркий пример того, что учитель – одна из самых лучших профессий. Часто она повторяла фразу: «Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь». Так проходила ее жизнь. Время текло. Под ее руководством столько учеников получили престижные профессии. она была счастлива от того, что помогала людям. Однако ученики приходили и уходили. Забывали ее, не ценили огромный вклад своей учительницы. Но она считала это нормальным явлением. Успокаивала себя тем, что то, что делает она, должен делать любо учитель и в этом нет никакой заслуги. *** Вечер. Около постели маленького мальчика сидит взрослый человек, которого сегодня в очередной раз показывали по телевизору с презентацией новой книги. В руках у него школьная фотография. Выпуск 1989 года. — Мы все тогда был горды от того, что наконец-то закончили школу, - говорит он, показывая мальчику фотографию. – Вот я. А вот наша классная руководительница Ольга Петровна, учительница русского и литературы. Ты знаешь, мы в последнее время часто не слушались наших учителей. А она всегда была к нам добра и никогда не обижалась на наши злые шутки. А еще она очень много знала и рассказывала нам. Ты почему не спишь? — Пап, а Ольга Петровна была хорошим учителем? — Да, Ольга Петровна много нам рассказывала. Я до сих пор помню, как она негромко, спокойно рассуждала над произведениями, учила нас писать сочинения. — Пап, а ты стал писателем, потому что тебя учила Ольга Петровна? Взрослый мужчина не ответил. Он вдруг задумался, потускнел. — Пап, ты не ответил! – произнес сынишка. — Уже поздно. Спи. Николай Сафонов вышел из спальни сына. Он прошел в свой кабинет и сел в кресло. Он ничего не видел. Какие-то воспоминания проносятся в его голове. Вот он сидит в пустом классе, рядом с ним Ольга Петровна. Она объясняет ему, как написать сочинение. Он ее внимательно слушает и запоминает каждое слово. Вот он выигрывает конкурс сочинений. Ольга Петровна рядом с ним стоит и поздравляет с победой, а он благодарит ее. Родители тут же с цветами для талантливого сына и для учительницы, взращивающей его. Вот он поступил в литературный институт. Вот он в ореоле славы стоит на презентации своей первой книги. Здесь он уже и не вспоминает о свое учительнице. Забыл ее. Думал, что только его заслуга в том, что он стал писателем. Тысячи поздравительных телеграмм присылали ему. Только сейчас он вспоминает, что среди них была телеграмма от какой-то Ольги Петровны… Краска заливает лицо знаменитого писателя. Как он мог забыть свою дорогую учительницу?! Всю ночь Сафонов не спал. Он все вспоминал и вспоминал свою учительницу, все больше утверждаясь, что именно ей он обязан своей славой писателя. «Неблагодарный, неблагодарный я, - шептал Николай Григорьевич. – А она. Честная. Благородная, самоотверженная. Неблагодарный я, неблагодарный» *** На следующее утро на почту пришел какой-то человек и отправил одну короткую телеграмму. В ней было два слова: «Простите меня». *** Ольга Петровна сидела в пустом классе и снова и снова перечитывала два слова одной телеграммы. Слезы катились по ее щекам. В коридоре кипела жизнь, а она ничего не замечала. Она вспоминала Колю Сафонова, отличника по ее предметам. Его сочинения она зачитывала всему классу. С ним она ездила на конкурсы. Вспомнил ее Коля, теперь, Николай Григорьевич Сафонов, знаменитый писатель, вспомнил и попросил прощения за то, что забыл свою учительницу. А она всегда их всех помнила. Всегда. И знала, что и ее когда-нибудь вспомнят. Правда. Долго приходилось ждать. |
ФотоальбомыАнонсы событий
6 октября - Прославление свт. Иннокентия, митрополита Московского. Зачатие Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 8 октября - Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского 9 октября - Преставление ап. и евангелиста Иоанна Богослова. 10 октября - Прп. Савватия Соловецкого 13 октября - мученицы Аполлинарии Тупицыной, в Бутово убиенной. 14 октября - Покров Пресвятой Богородицы 15 октября - Сшмч. Киприана и мц. Иустины 19 октября - Апостола Фомы. 23 октября - Прп. Амвросия Оптинского. 24 октября - Собор Оптинских старцев. 25 октября - Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя 26 октября - Иверской иконы Божией Матери 28 октября - Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» 29 октября - Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни 30 октября - Мчч. бессребреников Космы и Дамиана Аравийских. 31 октября - Апостола и евангелиста Луки. КЦ "Высокуша"
|
|||||
(921)672-26-24 (Алексей Казаков); (964)531-81-10 (священник Иннокентий Кулаков)
|
|||||||
165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм |
© 2024 |