по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила
165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
(962) 202-36-92 (священник Иннокентий Кулаков)
Календарь

Колонка редактора
Об Успенском посте.

1 августа по церковному календарю (14 августа — по новому стилю) начался Успенский пост. Это самый непродолжительный пост, предваряющий праздник Успения Божией Матери, но почти такой же строгий, как Великий.

Мы публикуем размышления об Успенском посте иеромонаха Дорофея (Баранова).

Желаем поститься постом благоприятным! 









Священник Дмитрий Шишкин. Плач на горах.



04.10.2012

молитва - беседа с Богом
Может быть всё дело в этой растерзанной горной стране, с её городами и храмами, лежащими ныне в руинах, в её безымянных святых, в их молитвах за нас – бестолковых?

Иногда, в самые торжественные моменты, при стечении народа, при сиянии паникадил посреди блистания риз, в громогласном фортиссимо хора, я вижу почти наяву бездонные небеса, дорогие сердцу холмы, поросшие лесом, качающуюся на ветру былинку, далёкие горы в сиреневой дымке, слышу посвист ястреба, чувствую запах зацветающего чабреца и сердце заходится от любви и боли, от сладкой тоски по настоящему, по святости, которая так очевидно почему-то чувствуется там – в окружении поруганных древних святынь, среди лесов, в тишине сердечной.

И как же отчётливо эта отрада противостоит усталости душевной, нравственной, которая накапливается от нашей человеческой повседневной искусственности…

Сердце не выдерживает иногда, отпускает груз самых «обязательных», «всенепременных», «утверждённых» и «узаконенных» правил, от соблюдения которых почему-то становится с каждым днём не легче, а только труднее и труднее дышать…

Почему в повседневной и, вроде бы, правильной нашей «церковной» жизни так мало подлинной, чистой радости, так мало настоящего вдохновения и любви?

Я не о каких-то восторгах говорю пиитических, а о том, что привело меня, да, думаю и многих, в Церковь, о реальном и потрясающем опыте встречи человека с любящим Богом. О том, без чего, наверное, не пришёл бы в храм никто и чего, увы, так не хватает в размеренной повседневной нашей «христианской» жизни.

Я хочу понять, как эту радость вернуть, как наполнить этой подлинной радостью жизнь! Личным трудом, подвигом? Да, конечно. Но ведь там – в горах – никакого подвига не было, когда благодать, сокрушенная радость ощущалась так же явственно, как любовь при встрече с самым близким, дорогим человеком! И это чувство живое, поглощающее целиком, омывающее душу. Оно ведь не раз и не два приходило, и почему-то именно в горах, в тишине и отстранённости от всего, в потрясающем чувстве незаслуженной, но реальной близости к тем, кто все эти древние святыни воздвигал и хранил с молитвой.

Это тема сокровенная, глубинная, но и важная, может быть, не для меня одного.

Да, я понимаю, что жизнь не может состоять из одних только радостей, что нужно трудиться, нести свой крест. Я всё это понимаю и принимаю, конечно. Но я так же понимаю отчётливо, что без этой вот самой встречи-прозрения, без встречи живой, радостной, без слёз Фомы, прикоснувшегося к Господу, без его подломившихся коленей с возгласом ликующим: «Господь мой и Бог мой!» – без этого невозможно жить. Пусть не видя, веруя только, но душа должна прикасаться к Господу постоянно… действительно, явно! Как это важно!

И это именно то, чего так страшно, мучительно не хватает в нашей повседневной «церковной» жизни. Нет, не подумайте, я не ропщу и не призываю к каким-то ещё «самым правильным правилам» и реформам, я просто понять хочу: что со мной происходит, да и со многими другими, как мне кажется, тоже: почему мы тлеем, а не горим, почему существуем, а не живём, почему томимся, а не пламенеем духом?!

Стыдно сказать, но ведь и в Причастии Святом не всегда так живо, так ясно и остро чувствуется это единство с Богом, как это должно быть. Не хочу обманываться, к чему?! Да – не так, как должно быть! Не так! Горе мне…

И молитву «Отче наш», я не так читаю, как должно её читать, а, точнее, именно, что читаю и ловлю себя на мысли, на чувстве непривычно живом: а где же моё сыновство, где непосредственное, дерзновенное чувство любви к моему Отцу!? Да – и к нашему тоже… но ведь и к моему же… родному… близкому… самому дорогому и любящему!

Разве можно без этого чувства живого молиться или, по крайней мере, разве можно довольствоваться этим меньшим, как нормой? Да какие же мы дети тогда?! Пасынки какие-то, чужаки. Я чувствую, конечно, что дело во мне, и даже прежде всего во мне, что не дал я, может быть, «кровь», чтобы принять Дух, но всё же чувствую, что не только в этом дело, не в подвиге только? но ещё в какой-то общей нашей привычке, в тягостной инертности, которая с годами становится всё ощутимее и привычнее и ложится на сердце, увы, не Господним, а человеческим, искусственным бременем. В том, что мы стремимся внешние формы менять и совершенствовать, не меняясь внутренне. Господи! Мы хотим кого-то увлечь, научить, наставить, но в чём, в чём?!

Сердце чувствует, что путь наш Церковный, путь соединения с Богом – он в каких-то иных измерениях пролегает, не всегда в тех плоскостях и направлениях, в которых обустраивается наша повседневная «церковная» жизнь. А иначе почему так плачет душа, почему так ясно на самых многолюдных праздниках, в самые помпезные моменты торжеств, так больно и радостно я вижу горы с их древними скитами, тихий моросящий дождик, слышу непостижимую, призывную тишину и знаю, чувствую только тогда, что Господь не где-то ещё, а именно здесь и сейчас!

Да, я понимаю, это эмоции, но это эмоции, копившиеся годами, это – то невысказанное, что составляет саму сердцевину жизни и остаётся невысказанным. Но если не говорить о главном, тогда о чём?.. и зачем?!

И если бы я видел только то, что вижу в современной: активной, социальной, общественной, громогласной, но почему-то всё менее пронзительной, именно пронзительной, внешней церковной жизни – я, наверное, никогда не стал бы священником.

Я не знаю, почему Господь ссудил мне встретиться с Ним там – на горах, среди порушенных древних святынь, в тишине и потрясающей красоте, но я понимаю, что эта красота, эта тишина и радость… радость, обретаемая в сокрушении и слезах – она по праву принадлежит Церкви и это средоточие, жизнь её.

И может быть оттого, что я этой реальности в себе не нахожу – и заставляет так страдать. Страдать молча, подспудно, делая вид, что ничего не происходит в то время, как происходит, и ещё как! Идёт война, увы, не народная, – по неразумию нашему, – но с народом Божиим – это точно… не на жизнь а на смерть. Война, в которой сторона противная именно и хочет скрыть от людей потрясающую красоту и чистоту Церкви, сделать её чем-то обыденным и рутинным, чтобы никого она не могла ни зажечь, не увлечь, ни подвигнуть.

Но Церковь не такая, Церковь иная, я это знаю точно и только прошу у Господа сил не забывать об этом никогда, не терять живую, трепетную связь с безмолвием далёких гор, освящённых молитвами безвестных, но не канувших в вечность святых, не лишаться радости живого общения с Господом!





Фотоальбомы




Анонсы событий



1   августа  - Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца

2   августа  - Пророка Илии. Обретение мощей прмч. Афанасия Брестского

4   августа  - Мироносицы равноап. Марии Магдалины

5   августа  - Св. прав. воина Феодора Ушакова. Почаевской иконы Божией Матери

6   августа  - Мц. Христины. Мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба

7   августа  - Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы

9   августа  - Вмч. и целителя Пантелеимона

10 августа  - Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница)

14 августа  - Происхождение (Изнесение) честных древ Животворящего Креста ГосподняНачало Успенского поста

15 августа  - Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.

17 августа  - Семи отроков Ефесских

19 августа  - Преображение Господа нашего Иисуса Христа

20 августа  - Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского

22 августа  - Апостола Матфия Собор Соловецких святых.

26 августа  - Преставление, второе обретение мощей свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца.

28 августа  - Успение Пресвятой Богородицы. Окончание Успенского поста.

29 августа  - Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа.



КЦ "Высокуша"


11.08.2025
На вершине сопки водружен Поклонный крест – вот мы и решили добраться до него, попутно вдохновившись красотами Тихого океана и Охотского моря. На Шикотане это легко: западный берег – Охотское, через пару километров восточный берег – Тихий океан. Дети все никак не могли поверить, как это так. Еще у них были трудности со временем: «Папа, у тебя сейчас, в этом твоем путешествии, уже завтра? А почему у нас еще сегодня, то есть вчера? И как оно там, это завтра?» 
01.07.2025
Лето. Солнце пекло немилосердно. Мы с братом Ильей, слоняясь без дела, забрели в старый покосившийся амбар у гумна на краю деревни. В полумраке, среди паутины и трухи, Илья наткнулся на что-то твердое, завернутое в грубую рогожу. Развернули и увидели икону. Она была почти черная от вековой пыли и времени, лик едва угадывался под слоем грязи. Никакого благоговения мы не почувствовали. Для нас, сорванцов, это была просто старая доска с чьим-то нарисованным лицом.
05.05.2025
В предверии Дня Победы, мы хотим познакомить Вас с фрагментами биографии архимандрита Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой Лавры, прозорливого страца, фронтовика. Его жизнь, воспоминанания, поучения, подвиг во Христе - хороший пример для подражания всем православным христианам. 


Все новости КЦ "Высокуша" >


(962) 202-36-92 (священник Иннокентий Кулаков)

165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
© 2025