по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила
165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
(921)672-26-24 (Алексей Казаков); (964)531-81-10 (священник Иннокентий Кулаков)
Календарь

Колонка редактора
Пежемская Псалтирь Великим постом 2024 года.

Дорогие друзья, обычно перед началом Великого поста мы снова сверяем правильность чтения Псалтири нашей Пежемской двадцаткой. Напоминаю, что это не просто постовое дополнение к другим добрым делам и молитвам. Это наш вклад в воссоздание порушеной Пежемской святыни, наше полезное для собственной души делание.









Человек дождя. (автор нам неизвестен)



15.07.2014

Человек дождя

(посвящается всем мамам, воспитывающим "других" детей)

Когда я в первый раз увидела его - мне стало страшно.
Понимаете, в училище мне довелось проходить практику, ведя уроки музыки в классе коррекции, и я хорошо представляла себе, как могут выглядеть люди с органическими поражениями головного мозга. И уж менее всего я ожидала увидеть такого человека в абонементном зале библиотеки Гнесинской академии. Стоявшая рядом со мной приятельница, ныне украшающая своей блестящей колоратурой Венскую Оперу, а тогда бывшая студенткой-третьекурсницей, на мой немой вопрос охотно пояснила:
- Оооо, это новое приобретение Зары Долухановой. Осчастливили ее таким вот подарочком. То ли бас, то ли баритон - не знаю точно, но что-то типа того. Идиот, как видишь. Нет, у нее, конечно, давно уже не класс, а богадельня, но чтобы такая клиника…
Он и вправду выглядел ужасающе. Огромный, неопрятный, неуклюжий, с бессмысленно приоткрытым ртом, из уголка которого тонкой струйкой стекала слюна…
- Слушай, а как же он поступил-то? Он вообще соображает хоть что-нибудь?
- Ой, а я не знаю даже. Ну вот поступил же как-то… Да, дивна дела твоя, Господи.
Дивна дела твоя … Я смотрела, как парень, страшно заикаясь и брызгая слюной, пытался что-то объяснить брезгливо отодвигающейся от него библиотекарше, и думала - ведь вырастил же кто-то такое чудо, через адовы муки прошел, выучил в школе, и вот даже до Гнесинки дотащил… Интересно было бы послушать, как же оно поет, это чудо.

Дивна дела твоя... Спустя месяца полтора после описываемых событий моя подружка Алёнка, страдавшая в у себя госхоре от отсутствия компании, уговорила меня прослушаться к Кожевникову, и я, к моему полному недоумению, сразу была зачислена в штат. И в первый же мой рабочий день в дверях хормейстерской я нос к носу столкнулась с тем самым парнем из библиотеки. От неожиданности я выронила нотную папку, листочки разлетелись по коридору, и, ползая за ними по пыльному полу, я тихонечко спросила у пришедшей мне на помощь Алёнки:
- Алён, а кто это был?
- Это? Это Мишенька. Он у нас видишь какой… человек дождя. Ты не бойся его, он не опасный. А если начнет приставать, скажи, что у тебя уже есть жених, и Мишенька отстанет.

В тот раз мне так и не довелось услышать, как поет Мишенька. В хоре он сидел довольно далеко от меня, а петь по одному никого из басов в тот день не просили. А на следующий день Мишенька заболел, и пару недель его не было. Пришел он только на генеральную репетицию концерта, посвященного сорокалетию нашего хора, прямо в Большой зал Консерватории. Я в том концерте по причине своей абсолютной "зелености" не участвовала, и вместо сцены отправилась в зал, рассчитывая с кайфом просидеть всю репетицию, тихонечко почитывая детективчик. И поэтому я совершенно не обрадовалась, когда на соседнее кресло тяжело опустилась наша стокилограммовая гранддама Нелли Михайловна (громоподобное меццо, заслуженная артистка ресефесеер, председатель худсовета, концертмейстер партии вторых альтов… в общем - тушите свет). Мало того, что детективчик мой накрылся медным тазом, так к тому же теперь придется всю репетицию с умным видом пялиться в ноты и изо всех сил изображать из себя передовика производства - ибо гранддама эта имела в коллективе большие полномочия и славилась весьма крутым нравом.


Первые минут 10 мы сидели молча. Потом Нелли Михайловна углядела у меня в папке потертую фотографию Швабры, которой я пользовалась вместо закладки, и поинтересовалась:
- Твоя собака?
Выяснив, что я такая же заядлая собакокошатница, как и она, Нелли Михайловна тут же оставила свою высокомерно-пренебрежительную мину и увлеченно принялась расспрашивать меня о моих животных. Когда мои питомцы закончились, мы перешли на ее кошечек и собачек. Когда и они закончились, мы переключились на наших сотрудников. Обсудив женскую половину коллектива, мы перешли на мужиков, и, разумеется, все про всех знавшая Нелли Михайловна рассказала мне кое-что и о Мишеньке.

Мишенька был единственным и очень поздним ребенком у своей матери - школьной учительницы музыки. Мишенькин папа - солист одного Прославленного Хорового Коллектива, красавец и большой умница - развелся с женой спустя несколько лет после Мишенькиного появления на свет, ибо иметь в доме умственно неполноценного ребенка оказалось выше его сил. В отличие от папы, Мишенькина мама стоически перенесла и болезнь сына, и развод, и переезд в грязноватую коммуналку, и добросовестную помощь мужа, заключавшуюся в небольших алиментах и визитах "поиграть с ребенком" пару раз в месяц (до "погулять с ребенком" Мишенькин папа обычно не снисходил).

О том, как живется в нашем государстве инвалидам, вы хорошо знаете и без меня. Одному Богу известно, как бы Мишенькина мама со всем этим справилась, если бы не добросердечный директор школы, где она работала, разрешивший вместо садика, куда ей так и не удалось пристроить своего "другого" ребенка, потихонечку брать его с собой на работу. Так Мишенька и рос - под последней партой в кабинете музыки. В первый - самый обычный, нормальный, не коррекционный класс этой же школы - он тоже пошел с благословения директора. Единственным предметом, с которым он справлялся самостоятельно, разумеется, была мамина музыка, все же остальные учителя на добровольных началах занимались с Мишенькой после уроков, с грехом пополам доучили его до восьмого класса, и добрый директор вручил ему аттестат об окончании восьмилетки под дружное рыдание сердобольного коллектива.

К тому времени над Мишенькиной мамой уже давно дамокловым мечом висел вопрос - что делать ее ребенку дальше, после того, как он выйдет из таких дружелюбных к нему школьных стен? И надо же было такому случиться - к шестнадцати годам Мишенька запел. После окончании подростковой мутации он оказался обладателем красивого баритона - возможно, папины гены взяли свое, а, может быть, природа решила таким образом компенсировать его умственную отсталость, кто знает? Однако, несмотря на удивительную глубину и мощь его голоса, ни в одно из московских музыкальных училищ его не приняли, и он стал петь в храме и потихонечку учиться в каком-то из областных училищ. По окончании училища мама отвела его в Гнесинку к Долухановой - и старенькая Зара Александровна, очарованная его абсолютной детскостью и совершенно сформировавшимся к тому времени голосом, протащила Мишеньку через мясорубку приемной комиссии и взяла к себе в класс на вечернее отделение.

Правда, вскоре оказалось, что Мишеньку совершенно ничему невозможно научить - да это было ему, в сущности, и не нужно. Мишенька пел, как поют птицы - самозабвенно, выразительно и удивительно правильно, так, что ни отнять, ни прибавить. Мишенькин папа, в полной мере оценивший талант своего неудавшегося ребенка, организовал ему прослушивание в своем Прославленном Хоровом Коллективе. Мишеньку приняли, и он даже проработал там пару недель, пока к худруку не пришла делегация от коллектива, в ультимативной форме потребовавшего убрать из их рядов "этого урода". Нелли Михайловна рассказала мне, что потом, когда Мишеньку взял на работу Кожевников, и стал потихонечку доверять ему сольные партии, работники Прославленного Хорового Коллектива несколько раз подходили к ней на сборных концертах и интересовались:
- А это правда, что у вашего Кожевникова этот дурачок соло поет? И как ему, Кожевникову-то, не стыдно урода на сцену выводить и перед хором ставить?…

- Вот так-то, моя милая. Такие дела, - довольная достигнутым эффектом, Нелли Михайловна откинулась на спинку кресла. Я подавленно молчала. История Мишенькиной жизни, легко уместившаяся в коротенький десятиминутный рассказ, решительно отказывалась умещаться у меня в голове. Я сидела, вспоминала своих ребятишек из класса коррекции - ласковых маленьких даунят, инопланетян-аутистов, детишек с ММД и олигофренией - и не могла даже приблизительно представить, сколько же терпения, сил, тепла и любви понадобилось Мишенькиной маме для того, чтобы ее ребенок не оказался в итоге в интернате для умственно отсталых, а стоял сейчас на сцене Большого Зала Консерватории… Однако репетиция шла своим чередом, после "Достойно есть" Архангельского объявили "Сугубую Ектинью" Гречанинова, и Нелли Михайловна толкнула меня в бок - с хоровых станков, с самого верхнего четвертого ряда, начал неуклюже спускаться Мишенька.

Я краем уха слышала, конечно, что вместо всеобщего любимца дяди Толи, певшего "Сугубую" на репетициях, сегодня будет другой солист, но то, что этим солистом окажется Мишенька, не могло мне присниться ни в одном, даже самом кошмарном, сне. Мишенька вышел на авансцену, неловко встал, не зная, куда девать руки, потоптался на месте и замер, приоткрыв рот и склонив голову на бок. Кожевников кивнул ему и показал хору дыхание. "Слава тебе, Господи, слава тебе" - гулко разнеслись по залу первые аккорды хорового вступления. На Мишеньку я смотреть не могла - отчего-то мне стало ужасно страшно - и я вцепилась глазами в руку Кожевникова, державшего последний аккорд. Снятие, долгая пауза, ауфтакт хору, ауфтакт Мишеньке, я зажмурилась… Голос, властно прорезавший звенящую тишину, был невероятно глубоким, свежим, сильным и красивым - таким красивым, что я так и осталась сидеть, не в силах открыть глаза.

- Рцем вси, и от всего помышления нашего рцем…
Для тех, кто смутно себе представляет, что такое "ектинья", я поясню. Есть в православной церковной службе такой невероятно трогательный момент - совместная молитва всех прихожан, "всем миром обо всём мире" (помните у Блока - "о всех кораблях, ушедших в море, о всех, забывших радость свою"? Так вот он как раз ектинью и имел ввиду). Ектинью сложно назвать полноценным музыкальным произведением, ибо саму молитву произносит дьякон, а хор только подпевает ему. Но "Сугубая" Гречанинова - это невероятно красивая, мощная и довольно трудная, в первую очередь для солиста-дьякона, концертная хоровая пьеса; в богослужении она никогда не используется, в частности и из-за того, что сложно найти дьякона, способного ее осилить. Однако для Мишеньки его партия не представляла ни малейшего труда. Он пел совершенно свободно и спокойно, не смотря на явно неудобный для него басовый регистр; пел очень чисто, звучно, и - удивительно осмысленно. Каждое слово своего малопонятного церковнославянского текста он произносил так, что оно намертво отпечатывалось в сознании - и именно в том контексте, в котором должно было быть понято.

- Еще молимся о богохранимей державе Росийстей, и о спасении ея…
Я открыла глаза. Мишенька, еще минуту назад бывший "этим уродом", стоял на авансцене - высокий, статный, с прямой спиной, с гордо расправленными плечами, и лицо его, внезапно освободившееся от страшной печати слабоумия, оказалось вдруг таким красивым…

Сознаюсь честно - я заплакала.

Мишенька.
Как же это несправедливо.
Как неправильно.
Как нечестно.
Этот Бог отнял у тебя возможность жить обычной мальчишеской жизнью - учиться, гонять в футбол, водить девчонок в кино… Он лишил тебя человеческого детства, отнял молодость и уготовал страшную старость, взамен одарив тебя возможностью лишь на несколько мгновений превращаться в прекрасного принца. А страна, в которой тебя угораздило родиться - в ней нет места таким, как ты; она низвела тебя до положения скота и ничего не дала взамен. И это несправедливо, неправильно и нечестно. Но ты, наверное, не думаешь об этом. Ты стоишь, и поешь, и просишь у своего жестокого Создателя - добрый Боженька, спаси, пожалуйста, мою Россию…

И, словно услышав мои мысли, сидевшая рядом Нелли Михайловна, вытерев платочком уголок глаза, тихонечко сказала в пустоту:
- Кто знает… может, его-то Он как раз и послушает.

***
С того достопамятного дня прошло почти десять лет. Мишенька закончил РАМ им.Гнесиных, принял участие в нескольких вокальных конкурсах, в том числе и в конкурсе им.Чайковского. У него есть семья. Сейчас он - солист одного из столичных оперных театров; вполне возможно, что вам доводилось или еще доведется побывать на спектаклях с его участием. И, глядя из темной глубины зрительного зала на этого рослого баритона с таким теплым и выразительным голосом, вы никогда не догадаетесь о том, что он - человек дождя.

_____________________
Послушать можно здесь:
http://blogga.ru/radio/01/Track05.mp3




Фотоальбомы




Анонсы событий



Дорогие друзья,

С 18 марта по 27 апреля 2024 года Русская Православная Церковь входит в Великий Пост, предваряющий Страстную седмицу (с 29 апреля по 4 мая), которые являются приготовлением к величайшему Празднику - Светлому Христову Воскресению - Пасхе (5 мая 2024 г.)

Давайте постараемся потрудиться духовно и телесно ради Господа Иисуса Христа.

О Великом Посте можно почитать здесь.

 

«Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост – избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост».

Стихира понедельника 1-й недели Великого поста.

 



КЦ "Высокуша"


04.04.2024
Дорогие читатели и посетители нашего сайта, мы публикуем отрывки книги известного православного автора Ольги Рожневой о встречах в Оптиной пустыни, Шамординской обители и святых местах поблизости от нее. Они касаются и православной жизни в великий пост, и многих других сторон духовной жизни, и церковных событий. Полностью книгу можно посмотреть на портале Азбука Веры.
15.03.2024
Один батюшка-иеромонах поделился со мной историей. По необходимости своего служения ему было нужно встречаться с одним чиновником, человеком с непростым, тяжелым характером, к тому же далеким от Церкви. Каждая встреча с этим человеком была для него тяжелым нервным испытанием, после которого он еще не скоро мог прийти в мирное душевное состояние.
03.03.2024
Современные люди часто плохо воспринимают события, не то что давно минувших столетий, но и позапрошлой недели. Гораздо легче доходят до ума и сердца притчевые примеры из общеизвестных произведений литературы, изобразительного искусства и кино. С таким живым образом "Буратино" с отсылкой к Евангельской притче знакомит нас прот. Андрей Ткачев.


Все новости КЦ "Высокуша" >


(921)672-26-24 (Алексей Казаков); (964)531-81-10 (священник Иннокентий Кулаков)

165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
© 2024